В Государственной Третьяковской галерее в Москве открылась выставка «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского», посвященная 100-летию Татарии. Корреспондент ИА REGNUM 18 августа побывала на открытии выставки.

Новые грани искусства начала XX века раскрываются через выставку произведений ГМИИ Республики Татарстан. Открывает экспозицию полотно Николая Рериха «Мехески — лунный народ». На нем изображен сюжет истории о древнем тибетском племени, которое поклоняется ночному светилу и ждет возвращения на родную Луну, в свой мир, из которого оно спустилось когда-то на Землю.

На выставке представлены картины художников-символистов: К. Ф. Богаевского, Н. Д. Милиоти, П. С. Уткина, Н. С. Сапунова, В. А. Гальвича. Направление импрессионизма отечественного искусства XX века представлено работами Д. Д. Бурлюка, М. Ф. Ларионова. И. Э. Грабаря и Р. Р. Фалька.

Во втором зале расположились произведения художественного сообщества «Бубновый валет». На переднем плане зала находится картина основоположника абстракционизма В. В. Кандинского «Импровизация № 34». Художник писал, что формирующее начало абстрактной живописи — это некий импульс, который позволяет родиться картине и проникнуть вглубь мироздания духовным взором. Основой абстрактной живописи является выразительная линия и цветовое пятно, которые не имеют видимой связи с предметным миром.

У картины Василия Кандинского «Импровизация № 34»
У картины Василия Кандинского «Импровизация № 34»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

На выставке представлены редко встречающиеся живописные картины художников, таких как А. М. Родченко — с работой «Девушка с цветком», написанной в манере кубофутуризма, кубический пейзаж Б. А. Такке или ранняя работа Р. Р. Фалька «Лиза на солнце» с изображением его первой жены.

Картина художницы Магды Нахман
Картина художницы Магды Нахман
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского»
Посетители на выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского»
Посетители на выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского»
Посетители на выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Живописные полотна из Казани иллюстрируют краткую историю русского искусства одного из периодов в начале XX века, открывая новые грани представленной постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу.

Постоянная экспозиция продолжает выставку
Постоянная экспозиция продолжает выставку
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Название выставки «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского» написано на трех языках
Название выставки «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского» написано на трех языках
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Отметим, что сотрудничество ГМИИ Республики Татарстан с Третьяковской галереей продолжается уже многие годы. Пятнадцать лет назад в Москве прошел показ в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России». В 2017 году прошла совместная выставка «Гений века» на территории казанского кремля. А в 2018 году Третьяковская галерея привезла в Казань выставку «Передвижники: 1871−1902…» из своих фондов. А из музейных фондов Татарии привезли в инженерный корпус выставку» Сказание о граде Свияжске».

Выставка открыта в Новой Третьяковке на Крымском валу с 19 августа по 1 ноября 2020 года.

Третьяковская галерея на Крымском валу
Третьяковская галерея на Крымском валу
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM