При падении цен на нефть даже до 80$ за баррель потери российского бюджета могут составить порядка 2% ВВП. Если сейчас федеральный бюджет сбалансирован (условно), и дефицит не превышает 1%, то при падении цен он может вырасти до 2-3%, заявил корреспонденту ИА REGNUM доцент Института экономической политики Гайдара Сергей Дробышевский. При этом, по его оценкам, правительству хватит средств из федерального резерва, чтобы стабилизировать ситуацию в течение трех лет.

В конце марта американский инвестор Джордж Сорос предложил искусственно снизить цены на нефть для влияния на Россию после ситуации с Крымом. Продажа части стратегических нефтяных запасов США (696 млн баррелей), хранящихся в Техасе и Луизиане, может снизить нефтяные цены на целых 12$ за баррель. Что касается России, нижний порог цен в виде недополученных доходов обойдется в 40$ млрд, а это - 2% экономики, полагает американский аналитик Филип Верлегер. Президент США Барак Обама уже посетил Саудовскую Аравию, где вполне мог обсуждаться этот вопрос. Пойти на такой шаг - серьезный риск, учитывая вклад нефтяной промышленности в США, к тому же другие нефтедобывающие страны могут не согласиться с подобными действиями. Тем не менее, Администрация Барака Обамы заявила, что в этом месяце планируется продажа 5 млн баррелей для проверки системы распределения, впрочем, с Украиной тестовая продажа не связана, сообщает Bloomberg.

Последствия украинских событий показывают, что российская экономика достаточно уязвима. Заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил: "Мы видим крайнюю чувствительность нашей экономики: динамики ВВП, корпоративного и банковского сектора, не только к динамике мировых цен на нефть, но и к ситуации с оттоком капитала".

Кроме того, есть опасения, что из-за ситуации с Украиной Европа может начать отказываться от российского газа и нефти, а нефтегаз - 70% экспорта России, который обеспечивает половину бюджета страны. "Мы получаем, в результате этих действий, мощнейшее снижение, прежде всего, поступлений в бюджет. Нагрузка, дефицит бюджета, всё это отражается на устойчивости бюджета, на выполнении инвестиционных бюджетных обязательств, на стабильности курса рубля", - подчеркнул директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев на прошедшей конференции в пресс-центре "Росбалта". О переориентации России на Восток эксперт отозвался не очень оптимистично: "Если и удастся договориться о поставках, то это будет с очень большой скидкой".

Конечно, оценка долгосрочной добычи нефти в США может быть завышена, тем не менее, переоценивать зависимость Запада от российских энергоносителей не стоит. Есть еще и незадействованные нефтяные мощности в Саудовской Аравии, к тому же Николаев отметил, что с июля снимаются санкции с Ирана, и Ливия может увеличить поставки нефти, как это сделал Ирак.

"Дефицит бюджета будет, но он составит, скорее всего, от 1 до 2 % ВВП, это не будет критичным показателем", - пояснил Игорь Николаев корреспонденту ИА REGNUM. По его словам, острота этой проблемы снижается благодаря ослаблению рубля, экспортеры продают и имеют при этом, безусловно, больший доход. И если бы не это, дефицит был бы намного больше, уверен эксперт.

Сергей Дробышевский в свою очередь считает разговоры о сильном обвале цены на нефть преувеличенными, несмотря на складывающуюся обстановку. "Я не думаю, что снижение цен может произойти больше чем на 15-20%, то есть до 80-85 долларов за баррель", - рассудил эксперт. По его мнению, если цены и опустятся ниже, то это будет кратковременный период "1-2 месяцев, как это уже было в 2009 году", но устойчивое падение маловероятно. Эксперт считает, что в этом случае будет сильный удар уже не только по России, но и по остальным экспортерам нефти, поэтому глубокое падение цен маловероятно.

"Если сейчас федеральный бюджет сбалансирован (условно), и дефицит не превышает 1%, то при падении цен он может вырасти до 3%. При таком прогнозе в течение трех лет Российскому правительству хватит резервов, чтобы стабилизировать ситуацию. Разумеется, нельзя при этом увеличивать иные расходы. А для финансирования текущего объема расходов, в том числе это касается перераспределения между регионами-донорами и дотационными регионами, накопленных в резервном фонде средств хватит", - объяснил эксперт.