13−18 марта в Суздале (Владимирская область) состоялся уже XXIV Открытый российский фестиваль анимационного кино. Это самое масштабное в России профессиональное мероприятие, посвященное жанру мультипликации. Который год оно объединяет режиссеров, аниматоров, сценаристов и продюсеров, чтобы выявить новые проблемы и возможности детской и взрослой анимации. Общее число участников в 2019 году превышает 1500 человек, а на участие в конкурсе было подано более 350 работ. Фестиваль проводится с 1996 года: в 2019-м ключевой темой сделали «Точку отсчета», философскую мысль о бесконечном круговороте конца и начала бытия.

В конце закрытия фестиваля показали небольшие анимационные работы детей
В конце закрытия фестиваля показали небольшие анимационные работы детей
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM
Разбор справочников
Разбор справочников
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

Для конкурса селекционная комиссия отобрала 107 проектов, среди которых были студенческие работы, полнометражные ленты, дебюты, фильмы опытных мастеров и эпизоды новых сериалов. На последнем формате оргкомитет остановился отдельно, отметив, что в этом году сериальных материалов стало больше и они качественно выросли.

Сцена
Сцена
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

Фестиваль подготовил для гостей обширную конкурсную и внеконкурсную программу, среди которых были и открытые показы фильмов, и мастер-классы, профессиональные лекции, выступления признанных специалистов. Например, профессиональная трибуна Юрия Норштейна о работе художника и режиссера.

Юрий Норштейн вручает призы
Юрий Норштейн вручает призы
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

Для аниматоров также провели питчинг, на котором можно было обсудить появившуюся идею с мастерами жанров, и ярмарку сценариев, соединяющую молодых писателей напрямую с заинтересованными режиссерами. Так, в рамках питчинга продюсерский совет киностудии «Союзмультфильм» выбрал два проекта для дальнейшей разработки — «Эй!» Александра Караваева и «Пип и Поля» Джамиля Ризванова.

Зрители на лекции YouTube
Зрители на лекции YouTube
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

Зрителей также ждали сеансы короткометражного кино «ВНЕконкурс». Многие события были направлены на международную коммуникацию: например, на фестивале состоялась российская премьера венгерского анимационного детектива «Ограбление по Фрейду» (Милорад Кристич, премьера в РФ — 18 апреля), ещё публике представили программу португальской анимации из коллекции MONSTRA (международного фестиваля в Лиссабоне). Французская компания Reed Midem провела конкурс на лучший мультфильм с международным потенциалом (победителем в нем стал музыкальный детский сериал «Сина и Ло»).

Детская часть Суздальфеста была чуть ли не грандиознее взрослой: во-первых, большое внимание уделили программе фильмов детских анимационных студий «Утренняя зарядка», превратив эту часть фестиваля в отдельный конкурс, на который прислали 163 работы. Из них 39 попало в список лауреатов.

Слушатели
Слушатели
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM
Зрители во время выступления Юрия Норштейна заполонили зал
Зрители во время выступления Юрия Норштейна заполонили зал
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM
Обсуждение фильмов короткометражного конкурса. Мастера — Константин Бронзит, Игорь Ковалёв
Обсуждение фильмов короткометражного конкурса. Мастера — Константин Бронзит, Игорь Ковалёв
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

По всей стране стартовала зрительская акция «Открытая премьера», проводимая на 500 площадках России. Зрители самостоятельно выбирали своих фаворитов. Главный приз в этой номинации получил режиссер Андрей Рубецкий с детским сериалом «Тайны космоса» (герои картины — знаменитые персонажи Белка и Стрелка). Мы попросили его прокомментировать представленную работу. Он рассказал, что представленная на конкурсе в Суздале серия проекта — вторая по счету из пяти выпущенных. Все они выложены на YouTube и собирают в основном положительные комментарии от детей.

Режиссер Андрей Рубецкий
Режиссер Андрей Рубецкий
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

«Я хотел сделать сериал без заигрывания. У нас в сериале, например, нет ни одного детского персонажа. И как оказалось, дети во все это врубаются. Они рассуждают».

: Серия про русских и американцев в космосе. Почему?

«Тема Америки и России всё время присутствует. Я подумал, что так как космические станции международные, то это может быть еще одно интересное ответвление. Потому что, с одной стороны, есть какие-то конфликты, непонимание… Но все равно я хотел, чтобы во всех сериях, кто бы там ни оказался прав, была мысль про то, что на человеческом уровне всё равно надо поддерживать друг друга. То, в чем мы живём последние несколько лет — когда, наоборот, накапливается только злость и доказывание того, что все плохие — мне хотелось бы, чтобы дети воспринимали другие национальности. Например, мы сейчас будем делать серии, где Белка и Стрелка что-то сломали, а американцы починили».

: Как устроен сериал?

«Я так придумал, что в каждой серии должно быть три части. Первая часть — познавательный факт. Другая часть — общение между космонавтами, конфликты и прочее. Третья часть — обязательно драйвовая: они всё время от чего-то спасаются. Так что приключений много».

: Что, по-вашему, самое сложное в анимации?

«С одной стороны, все вроде хвалят, потому что сериалы сейчас действительно очень многие стали популярны. Русские 3D котируются во всем мире. Но при этом полные метры, сколько я ни видел, и (не только потому что я работаю на эту компанию) «Белка и Стрелка» — это первое. Всё остальное, что выходит, это такое нечто странное. Мне кажется, что это, как и во всем мире, нехватка сценаристов, хороших историй. Все берут какие-то вторичные».

: Например?

«То, что сейчас снимают много приквелов, сиквелов, во многом из-за того, что считается: были, например, «Бременские музыканты», и если сделать новые «Бременские», уже не надо их раскручивать, потому что люди пойдут просто потому, что это им знакомо. Может быть, это и какие-то продюсерские ходы. А может, просто не очень хорошие истории. Появление огромного количества сериалов про комиксы — это примерно всё то же самое: гораздо легче снимать 5−6-ю серию Spider-Man, чем придумать нового персонажа, с новыми приключениями. И не знаю, может, стали меньше читать».

: В чем особенность вашего сериала?

«В сериале, несмотря на то, что это космос, нет никаких сотовых телефонов, никаких наворотов. Вплоть до того, что в одной из серий метеориты будут приближаться к Луне, и чтобы с ними справиться, будет дисплей как у 8-битной игры, где надо будет рулями управлять. Мы нарочно сделали немного ретро, чтобы не было вот этих включений, каких-то гаджетов. То есть это отчасти принципиальный ход».

Суздальфест активно поддерживает и новые технологии в индустрии. Например, специалист по технологии показа и просмотра фильмов в очках VR Георгий Молодцов провёл лекцию об актуальных тенденциях в сфере развития VR, а публика смогла самостоятельно поучаствовать в показе лент нового формата. А менеджер стратегической программы YouTube в России Светлана Барабанщикова рассказала о новых возможностях анимации с Google Assistant.

Во время кругового стала представителей детских анимационных студий
Во время кругового стала представителей детских анимационных студий
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM
На закрытии фестиваля
На закрытии фестиваля
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM
Художники работают даже во время лекций
Художники работают даже во время лекций
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

На одном из мероприятий в рамках Открытого российского фестиваля анимационного кино выступала детский писатель, режиссер, краевед и музыкант Хельга Патаки. Она показывала вырезки из 18-минутного ролика, выполненного в формате теневого спектакля, по произведению «Новогодняя сказка». Этот проект Хельга делала вместе с детьми из детской спецшколы в Кашире, где находятся дети, которые совершили то или иное правонарушение. Это те дети, которых ещё не отправили в колонию, у них еще есть возможность исправиться и начать новую жизнь.

Хельга рассказала, что для работы с детьми её пригласили представители Центра содействия реформе уголовного правосудия во время каникул. Писатель поделилась:

«Главное — найти с ними контакт. Они очень творческие, открытые. Они тянутся к тем людям, которые к ним хорошо относятся. Они не от хорошей жизни ведь туда попали. Когда ты с ними начинаешь разговаривать, просто по-человечески: не с позиции взрослый-ребенок, а на уровне личности… Они очень радуются, вспоминают. Они ждут вот этих встреч, им хочется общаться».

Режиссёр Леонид Шемельков с наградой
Режиссёр Леонид Шемельков с наградой
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

По словам Хельги, одно из важных правил в работе с детьми — направлять их, потому что все основное они придумывают сами. Писатель поделилась, что, несмотря на то, что она и раньше трудилась в необычных условиях, работа с детьми из спецшколы произвела на неё тяжёлое впечатление: ситуация не из простых, а сами ребята очень хорошие.

«Для меня это все равно какая-то неожиданная история, что выбрали именно эту сказку. Именно в этом месте. Именно сказку про Ничего, и как потом у человека становится всё хорошо благодаря одному маленькому делу, которое он сделал. Мне кажется, что это всё неспроста».

На Суздальфесте Хельга запланировала найти аниматора, который помог бы ей в будущем работать и дальше вместе с Центром содействия реформе уголовного правосудия, чтобы впоследствии сделать социальный проект.

В ожидании объявления призеров фестиваля
В ожидании объявления призеров фестиваля
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM
Зрители на закрытии фестиваля
Зрители на закрытии фестиваля
Анастасия Полозкова © ИА REGNUM

После многодневной программы жюри конкурса 17 марта определило главных победителей мероприятия. Так, специальные призы фестиваля получили работы «Пять минут до моря» (реж. Наталья Мирзоян) и «Ныряльщица» (реж. Юлия Войтова); приз за лучший профессиональный короткометражный — фильм «Лола живая картошка» (реж. Леонид Шмельков); за лучший фильм для детей — проект «Оранжевая песня» (реж. Алексей Алексеев), за лучший студенческий фильм — произведение «Здравствуйте, родные» (реж. Александр Васильев). Лучшей полнометражной лентой стал фильм «Три богатыря и наследница престола» режиссера Константина Бронзита; приз за лучший сериал унес с собой эпизод «Потерянный сон. Машина времени» (сериал «Новые Куми-Куми») Владимира Пономарева, а награда за лучшую работу в прикладной анимации отправился фильму «Будущее логотерапии» режиссера И. Эльшанской.

Читайте ранее в этом сюжете: На фестивале в Суздале выбрали лучший мультсериал для международного рынка

Читайте развитие сюжета: «У нас нет альтернативы»: что происходит с авторской анимацией в России?