Эпический фильм Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» 8 июня вернется на большие экраны. Проект «Иноекино» устроит ретроспективу в кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга.

«Тот редчайший случай, когда история великого кино и мировая политическая история сходятся на одном экране, и у вас есть возможность обнаружить собственную точку зрения на этот счёт. Для кого-то это будет признанным шедевром, абсолютным каноном, воплощением «старого настоящего кино», кто-то насладится «красивыми картинками» и «великолепной игрой» с привкусом ретро, а кто-то, возможно, воспримет это как оскаровский диафильм с комичным гримом и тотальной фальшью существования героев. И всё даже без компьютерных спецэффектов… Скучно… Но интересно, что картина продолжает существовать в массовой культуре и не потеряла актуальности, — отмечает кинокритик Дмитрий Тёткин.

Её показы на крупнейших мировых фестивалях продолжают вызывать фуроры и споры. Причём порою получая парадоксальные трактовки, например, как фильм о «мужской любви» более, чем о «военной эпической истории». Женщин и правда в картине не очень много… Если вообще вы сумеете их там найти. Разумеется, вы можете придерживаться более традиционных интерпретаций. Но и среди них есть о чём задуматься: колониализм, передел мира, шпионаж, судьбы, характеры, цивилизации, религии… Мемуары прототипа главного героя позволят вам узнать подробности былых лет изнутри. Какие будут у вас ассоциации к этой ленте? Шпионский арабский вестерн? Британский ответ Хаджи-Мурату Толстого? Фильм обязателен к просмотру для всех, кто мечтает уметь поддерживать разговор о шедеврах киноискусства былых лет. Или собирается стать шпионом»

Режиссер Дэвид Лин и продюсер фильма Сэм Шпигель уже работали вместе над военной драмой «Мост через реку Квай». Картина удостоилась «Оскара». После этого Шпигель предложил Лину не останавливаться не достигнутом и снять фильм о британском разведчике Томасе Лоуренсе имиссии, которую он выполнял на Аравийском полуострове во время Первой мировой войны, взяв за основу его мемуары «Семь столпов мудрости».

Права на книгу принадлежали брату Лоуренса Арнольду Уолтеру. Он дал разрешение на съемки фильма, но в итоге остался недоволен противоречивым образом, в котором предстал его родственник на экране. Под конец премьерного показа Уолтер крикнул Шпигелю, что ему не следовало доверять кинематографистам, и выбежал из зала.

На роль Лоуренса Лин изначально хотел взять английского актёра Альберта Финни. Однако актриса Кэтрин Хепберн настояла, чтобы Шпигель рассмотрел кандидатуру на тот момент еще неизвестного Питера О’Тула. Такое решение стало знаковым как для картины, так и для самого О’Тула — после выхода фильма в прокат он стал мировой звездой первой величины.

«Этот фильм напоминает мне о тех временах, когда режиссеры, актеры и писатели думали иначе, чем сегодня: его длительность, его амбициозность, широта и глубина. Тот факт, что у Лина хватило терпения рассказать историю, не вставляя что-нибудь эдакое каждые пять секунд. Сам сценарий требовал этого. Обстоятельства требовали этого. У Дэвида хватило на это смелости, и мы были подходящими людьми для такого предприятия. Процесс занял два года, но не думаю, что мы скучали хотя бы секунду», — говорил после выхода фильма Питер О’Тул.

Впрочем, не обошлось и без форс-мажоров — во время съемок сцены в Акубе О’Тул чуть не погиб. Пистолет, выстрел которого должен был стать знаком для начала съемки, сработал преждевременно. Из-за этого верблюд актёра запаниковал и сбросил его на землю. В этот момент лошади со статистами помчали вперед. Питера О’Тула спасло то, что верблюд встал над ним и таким образом уберег от копыт лошадей.

Фредди Янга в качестве оператора Лин тоже изначально не рассматривал. На съемках фильма «Короткая встреча» Янг в ответ на предложение Лина поменять точку съемки, ответил, что «яйца курицу не учат». Однако Сэм Шпигель настоял на кандидатуре Янга. Первой фразой, которую оператор сказал Лину на съемках «Лоуренса Аравийского», вновь стала «Яйца курицу не учат».

Фильм покажут в оригинале с русскими субтитрами в кинотеатрах «КАРО 11 Октябрь» (Москва) и «Аврора» (Санкт-Петербург). В Москве картину представит киновед Сергей Кудрявцев, в Петербурге — кинокритик Михаил Трофименков.

Читайте ранее в этом сюжете: В Петербурге пройдет ретроспектива Ингмара Бергмана

Читайте развитие сюжета: Российские кинотеатры посетит «Лоуренс Аравийский»