На большие экраны 14 апреля вернется фильм Фрэнсиса Форда Копполы«Апокалипсис сегодня». Проект «Иноекино» покажет военную драму в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.

«Апокалипсис сегодня» стал широко известен публике задолго до его выхода на большой экран из-за долгого и трудного процесса съемок. Сценарий для фильма был готов еще в 1969 году. Его автор, Джон Милиус, рассказывал, что на написание сценария его вдохновили слова профессора, у которого он учился. Тот утверждал, что никому ещё не удавалось снять хороший фильм по повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы».

Когда сценарий был уже готов, Милиус отказался занять режиссерское кресло. По его мнению, оно больше подходило Джорджу Лукасу, который был в то время протеже Копполы. Четыре года они совместно работали над фильмом, попутно занимаясь другими проектами. Изначально кинематографисты хотели снимать картину во Вьетнаме, так как война там была еще в самом разгаре. Однако компания Warner Bros. отказалась финансировать такой проект.

В 1974 году Коппола вернулся к идее снять фильм и предложил стать режиссёром картины вначале Джорджу Лукасу, а затем Джону Милиусу. Но они оба отказались, так как работали в тот момент над другими проектами. Тогда Коппола решил самостоятельно снять фильм на собственные средства, заработанные от двух частей «Крёстного отца».

Режиссёр значительно переработал сценарий Милиуса в соответствии со своим видением темы, убрал из него множество диалогов в стиле «мачо» и изменил концовку. Впрочем, она переписывалась еще несколько раз в процессе съёмок, поэтому большая часть роли полковника Курца, которую сыграл Марлон Брандо, была импровизацией актёра.

Съёмки фильма заняли почти полтора года. На просмотр всего отснятого материала понадобилось около 15 часов, поэтому монтаж фильма, который обычно занимает около полугода, растянулся два года. Первый вариант фильма длился более пяти часов, поэтому для проката его нужно было сильно сократить. Как признавался Коппола, для него это был тяжелый процесс, так как приходилось выбрасывать целые сюжетные линии. В конце концов Коппола смонтировал трёхчасовой вариант фильма, который показали на фестивале в Каннах в 1979 году как неоконченную работу. Картина пришлась по душе кинокритикам и завоевала «Золотую пальмовую ветвь».

Перед выпуском фильма в широкий прокат Копполе пришлось ещё немного сократить фильм — выпущенная версия шла примерно два с половиной часа. В 2000 году вышла режиссёрская версия фильма под названием «Апокалипсис сегодня возвращается» продолжительностью 202 минуты, в которую добавили антиколониальную линию, представленную эпизодами на французской плантации.

«Фильм «Апокалипсис сегодня» было бы неверно считать всего лишь антивоенным — это было бы слишком примитивно, да такая задача первоначально и не ставилась ни Копполой, ни тем более английским писателем начала XX века Джозефом Конрадом, написавшим повесть «Сердце тьмы», по мотивам которой снят фильм. Главная тема и книги, и фильма — кошмарные бездны, которые могут открыться в душе «цивилизованного» человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях. Но взяв за основу именно войну во Вьетнаме, Коппола и сценарист Джон Милиус не смогли абстрагироваться от исторических событий, от преступно жестоких действий американской армии и псевдогуманистического лицемерия, которым прикрывались преступления против человечности, что порождало своего рода моральную шизофрению, которая показана в фильме очень наглядно, — считает постоянный автор ИА REGNUM Марина Александрова.

Фильм выстроен в виде полуреального, полуфантасмагорического путешествия-квеста, своеобразного сошествия в ад, через его круги. Каждая остановка идущего по реке в джунглях катера, каждая встреча — это как бы рассказ в рассказе, отдельная маленькая новелла, демонстрирующая свой сорт безумия, пока дорога не приводит главного героя в царство абсолютного ужаса. Коппола убедительно показывает, что именно цивилизованный человек, воспитанный на принципах гуманизма, отступив от этих принципов превращается в чудовище, при том чудовище больное и глубоко несчастное, стремящееся лишь к уничтожению и самоуничтожению. Фильм является жестким и беспощадным приговором безумному миру, переполненному насилием, враждой и уже обыденной жестокостью».

Проект «Иноекино» покажет именно эту версию в оригинале с русскими субтитрами. Показы пройдут в кинотеатрах «КАРО 11 Октябрь» (Москва), «Аврора» (Санкт-Петербург) и «Победа» (Новосибирск). В Москве фильм представит кинокритик Сергей Кудрявцев, в Санкт-Петербурге — кинокритик Михаил Трофименков.