Студии «ТРИТЭ» кинорежиссера и продюсера Никиты Михалкова предлагают снять биографический фильм о семье Михалковых в том же ключе, в каком создана картина «Движение вверх» о победе олимпийской сборной СССР по баскетболу в 1972 году и авторах этой победы.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, такое предложение высказала 25 декабря Александра Овчинникова, вдова олимпийского чемпиона Александра Белова, которая безуспешно пытается засудить студию Михалкова за некорректное, по ее мнению, использование сведений о ее покойном муже. Противники картины называют ее «безжалостной», Овчинникова признаётся, что это доводит их до слез. Напомним, в суд также подала и Евгения Кондрашина, вдова тренера сборной СССР по баскетболу Владимира Кондрашина.

«Сейчас идет такая массированная реклама этого фильма. Вчера только по «России 24» видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше», — сказала Овчинникова.

По ее словам, судя по сценарию фильма, Александра Белова в нем представляют смертельно больным уже во время Олимпиады 1972 года, затем он предлагает руку и сердце советской баскетболистке, едет в США, там советские спортсмены якобы идут продавать икру, в районе типа Гарлема натыкаются на дворовую команду из чернокожих и играют с ними в баскетбол, терпят поражение, идут в бар и напиваются.

«Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять!.. Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно. <…> Лично мне очень больно за всё за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумали и рассказывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне честно говоря плакать хочется, еще не посмотрев этого фильма. Пусть студия «ТРИТЭ» снимет фильм о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больны, будут неадекватно себя вести, спать с кем угодно. Пусть снимут это про семью Михалкова и скажут, что это художественный вымысел», — заявила Овчинникова.

Она также привела в пример попытки снять картину о Льве Яшине, по ее словам, вдова Яшина «зарубила» более 17 сценариев, с ней советовались и предложили на выбор тридцать актеров для исполнения главной роли.

«А здесь? Поставили перед фактом, что снимают фильм. Когда мы просили убрать какие-то моменты, ответили: «Нет, иначе фильм получится плохой». Теперь получился хороший фильм, я за них очень рада, но нам плакать хочется», — добавила Овчинникова.

В свою очередь, Евгения Кондрашина полагает, что авторы сценария ни разу не бывали на баскетболе и совершенно точно не видели Владимира Кондрашина во время игры. По ее словам, в сценарии был момент, когда Кондрашин «отключился» во время полуфинальной — и якобы договорной — игры с Кубой, потом пришел в себя и спросил, кто же победил. Кроме того, в фильме используется образ сына Кондрашиных, инвалида-колясочника Юры, и к финалу картины Юра «от радости начинает ходить», а его отец пытается спекулировать валютой, чтобы обеспечить Юре операцию, которая, по словам вдовы, никогда не была показана их ребенку.

«Мы узнали о фильме в 2016 году. Позвонил Иван Едешко (член сборной, олимпийский чемпион и участник событий 1972 года — прим.ред.). Спросил, принесли ли нам сценарий. Я говорю, нет, первый раз слышу. У меня аж волосы на голове зашевелились. Он говорит: «Почитайте, увидите». Мы были в ожидании. Нам привезли сценарий сотрудники «ТРИТЭ», оставили толстый том. Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово», — рассказала Евгения Кондрашина.

Она объявила студии, что подаст в суд, если из фильма не уберут эпизод со спекуляцией валютой, после чего продюсеры обещали изменить сценарий, но, по мнению вдовы прославленного советского тренера, все исправления очень мало помогли. В конечном итоге, студии пришлось изменить имя героя, теперь он значится «Владимиром Гаранжиным» в исполнении Владимира Машкова.

«Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью — победа в Мюнхене. Всё остальное — не то. И о нас пишут, будто мы суды затеяли из-за денег. Да мы бы сами, наверное, заплатили деньги, чтобы этого не появилось в свет», — сказала Кондрашина.

Заметим, из всей сборной СССР 1972 года в живых к настоящему моменту остались только четверо игроков: капитан Модестас Паулаускас, Алжан Жармухамедов, Иван Едешко и Анатолий Поливода. По словам журналиста Сергея Чеснокова, всем им либо не понравился сценарий, либо они отказались его читать, но теперь не могут сказать ничего против фильма, так как подписали соответствующие договоры.

«Анатолий Поливода, живущий на Украине, абсолютно никаких дел не хочет с русскими иметь после известных событий. Но он в фильме не фигурирует и в сценарии тоже. С Модестасом Паулаускасом мы разговаривали, я ему говорю: «Модя, ты хоть читал сценарий?». Ответ Моди: «Ты знаешь, я по-русски и говорю уже плохо, а читать, тем более такой огромный сценарий, мне трудно». Алжан Жармухамедов получил 300 тысяч рублей за свое имя. Он сценарий сначала только пролистал, читать отдал брату. Потом прислал смс-ку: «Сценарий домусолил. Довольно много неприятных моментов», — рассказал Чесноков.

По мнению противников картины, «количество глупостей и нелепостей» в фильме дискредитирует Белова, Кондрашина и членов их семей.

Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, финальной версии картины ни Овчинникова, ни Кондрашина, ни другие противники фильма пока не видели, основывая свои суждения на сценарии.

Добавим, автор сценария фильма «Движение вверх» Николай Куликов также известен тем, что является одним из авторов сценария фильма «Легенда №17» о хоккеисте Валерии Харламове и тренере Анатолии Тарасове. Бюджет картины составил около $11,9 млн, в российских кинотеатрах ей удалось собрать более $29,5 млн. По словам родственников Кондрашина и Белова, Куликов не связывался с ними и не пытался через них собрать материал для сценария «Движения вверх».

Фильм студии «ТРИТЭ» и режиссера Антона Мегердичева рассказывает о том, как в 1972 году олимпийская сборная СССР одержала победу над командой из США. Премьера картины запланирована на 28 декабря 2017 года.

Владимир Кондрашин был тренером баскетбольного клуба «Спартак» (Ленинград), а Александру Белову принадлежит тот самый бросок, который решил исход игры в 1972 году. Тренер и игрок проживали в Ленинграде.