«Низкий поклон заслонившим нас от абсолютного зла!»

Накануне майских праздников в Москве с аншлагом прошла обновленная премьера поэтического моноспектакля Марка Гейликмана «Страна Любви». В постановке появилось больше театральности, больше художественных возможностей. Точку в спектакле поставили стихи о войне. Они были написаны в Польше

Москва, 11 мая 2017, 09:29 — REGNUM  «День Победы — это же необыкновенный праздник, — отметил Марк Гейликман. — Наши предки, наша страна одержали победу над буквально беспримесным Злом в его германской инкарнации. И каждый год, отмечая праздник 9 мая, мы снова и снова в сердцах своих одерживаем эту великую победу.

Со мной недавно была такая история. Мы ехали с группой товарищей на машине по разного рода делам в Варшаву через восточную Польшу. И я обратил внимание, какие радужные цвета у польских городов. Дома окрашены в салатовый, желтый, розовый цвета. И все очень мило и приятно. И меня это так пронзило! Потому что для всех нас — особенно для моего поколения и старше, воспитанных в культуре воспоминаний близких о войне, книг о войне, фильмов о войне, — эти названия: «Белосток, Люблин, Познань, Варшава…», — являются знаковыми, несут грандиозную смысловую нагрузку. Они впечатались в память как что-то великое, значительное и очень трагическое. Под Белостоком в 1941-м шли жесточайшие бои, там была окружена и почти полностью полегла наша 10-я армия. Только часть бойцов и командиров пробилась к партизанам. В окрестностях Люблина находился печально известный лагерь смерти Собибор. Только за один год немцы уничтожили в нем около четверти миллиона евреев со всей Европы. Кошмар прекратился, когда осенью 1943 там вспыхнуло единственное за всю войну успешное восстание в концлагере под руководством советского пленного офицера Александра Печерского. На следующий же день гитлеровцы сровняли все постройки лагеря с землей, чтобы скрыть свои преступления. Город-крепость Познань. Ее в феврале 1945-го кровопролитнейшим штурмом очистили от нацистов… В этой поездке я и написал стихотворение «Белосток», которое вошло в апрельский спектакль».

Марк, Вы говорите о Памяти, о Любви. И сама собой напрашивается тема Любви к Истории, к исторической Памяти.

История, она ведь для чего, собственно, нужна? Чтобы воспитывать человека, да? Это же легенды, примеры, образы, конструкции символов, которые позволяют нам совместными усилиями создавать возможности для нравственного и духовного развития, для улучшения себя посредством извлечения опыта из событий прошлого. Я говорю, скорей, не об исторической науке, а о популярном взгляде на Историю. И в таком — философском, даже бытовом — смысле История нужна, чтобы создавать положительные нравы — в обществе, в стране, в мире. Для того, чтобы люди могли всегда, в каждом поступке, являть что-то благое, а не эгоистическое. То есть проживать такую жизнь, которую можно было бы отсчитывать от самого себя, от своего обновленного взгляда, основанного на извлеченных из Истории положительных примерах. История, — это всегда — чудесный миф, построенный на разного рода открытиях и фактах, и дается нам для того, чтобы развивать в человеке лучшее, превосходя опыт страдания, мучения, варварства, и вырабатывая в себе, с Божьей помощью, лучшие, надежнейшие человеческие качества, благодаря которым мы преображаем этот мир. Часто мы все думаем, что можно просто топнуть ногами, горделиво задрать голову, потребовать, чтобы все стало лучше, и цепь утомительного повторения ошибок прервется. Но это не так. Потому что для того, чтобы добиться тех условий, которых мы так страстно желаем — основать прочный фундамент для развивающей, радующей, удовлетворяющей всех жизни — необходимо, в том числе — на основе знания и понимания Истории, наладить работу таких механизмов, которые в атмосфере дружественного созидания дают результат, соответствующий облику и задачам, стоящим перед нашей страной, перед цивилизацией, перед всеми нами и, главное, — воспроизводящим эту задачу и продолжающим ее дальше. В любой человеческой жизни бывает порою так, что мы сделали что-то неверное, что-то самолюбивое, не учли важность законов человеческого сосуществования, законов Любви. И потом — когда эти поступки привели нас к краху, к неудаче, к вражде — мы пытаемся валить собственные ошибки и сердечную неумелость на фортуну, на других людей, на роковую неустроенность страны, и рассматриваем это как не заслуженную нами судьбу. Хотя до известной степени судьба, наоборот, справедлива. Она нас учит. Нужно извлечь лучшие уроки, развить их, добавить к ним новые смыслы от себя — нынешних, то есть совершить необходимую трансценденцию, чтобы прервать цепь неурядиц. И тогда, может быть, и получится создать желаемый мир, желаемую атмосферу, желаемую страну любви, где жизнь, говоря поэтическим языком, превратиться в состязание в благородстве.

А до какой степени мифологизации или идеологизации Истории можно дойти, без ущерба для тех, кто ее изучает и вообще — для здравого смысла?

Еще Ницше писал, что в осмыслении, в оценке Истории надо обязательно ставить задачу. И задача должна быть добродетельной. И тогда вся История выстраивается определенным, нужным образом. И наполняет нас необходимыми постижениями, и складывает, например — в моем случае, нужные рифмы, и создает преображающие нас мифы — для того, чтобы уточнялся образ желаемого будущего, и мы могли приступить к реализации замыслов, диктуемых нам временем и историей. А если История рассматривается без добродетельного смысла или для каких-то иных нужд — не высоких, не благородных, тогда она рассыпается. И ничего не остается. Потому что в Истории есть все: и хорошее, и возвышенное, и очень много дурного, гадкого и жестокого. То есть, повторю: главное, чтобы в изучении Истории была цель. Как и в любом деле, как в любом поступке, как в любых отношениях с человеком. И цель эта должна быть благой. И тогда взгляд на Историю становится добрым и точным.

То есть, История — это некий инструмент?

Безусловно! Для испытания и воспитания Человека.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail