Всем известно и всем понятно, кто хочет знать и понимать, что всемирная роскошь советского и особенно сталинского метрополитена в Москве — потому так роскошна, что стремилась построить под землёй дворец коммунизма: архитектура, интерьер, пространства, скоростной транспорт, эскалаторы — синтез науки, техники и искусств.

Путевые стены облицованы черным мрамором и лабрадоритом. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Путевые стены облицованы черным мрамором и лабрадоритом. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Начинаем разглядывать интерьеры этого дворца — станция за станцией. Бросается в глаза тоже известное, но может быть — не всем: коммунистический идеал стоит на плечах классической, олимпийской античности, Древней Греции больше, чем Древнего Рима. Молодые, здоровые, сильные, умные, — вот его человеческий состав. Но в метрополитене он не ходит военным строем, а добивается своих, хоть и принадлежащих всему советскому народу и всей советской стране, личных рекордов — только личным усилием, личным подвигом, самоотверженным индивидуализмом.

Во что это стало превращаться уже в 1950—1980-е годы, во что это часто превращается теперь — умолчим. Хорошо, что теперь в Московском метрополитене есть новые художественные образцы: городские, литературные, даже интимные и светлые.

Ясно одно: бетонные казармы западных метрополитенов — не наш путь. И не должен быть нашим.

Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена «Парк культуры Кольцевая».

Название дано по расположенному недалеко ЦПКиО им. Горького. Открыта 1 января 1950 года.

Архитекторы: И.Е. Рожин.

Архитекторы вестибюлей: И.Е. Рожин, Е.М. Маркова.

Саул Рабинович. Рельеф из белого мрамора на тему досуга советской молодежи. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Саул Рабинович. Рельеф из белого мрамора на тему досуга советской молодежи. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Саул Рабинович. Рельеф из белого мрамора на тему досуга советской молодежи. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Саул Рабинович. Рельеф из белого мрамора на тему досуга советской молодежи. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Саул Рабинович. Рельеф из белого мрамора на тему досуга советской молодежи. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Саул Рабинович. Рельеф из белого мрамора на тему досуга советской молодежи. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Конструкция пилонная трехсводчатая глубокого заложения (40 м). Пилоны облицованы серым мрамором. Путевые стены — черным мрамором и лабрадоритом. Пол выложен гранитными плитками серого и черного цветов, люстры шестигранной формы.

Саул Рабинович. Рельеф из белого мрамора на тему досуга советской молодежи. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Саул Рабинович. Рельеф из белого мрамора на тему досуга советской молодежи. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Пилоны украшают 26 рельефов из белого мрамора (автор — С.М. Рабинович) на темы досуга советской молодежи 12 рельефов дублируются, а два не имеют повторов.

Профиль Максима Горького. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Профиль Максима Горького. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Торцевая стена украшена профилем А.М. Горького.

Эскалаторный зал венчает огромный купол, покрытый уменьшающимися кверху кессонами. В центре купола — изображения двух юношей и двух девушек. Автор Г.И. Мотовилов.

Изображение двух юношей и двух девушек в центре купола эскалаторного зала. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Изображение двух юношей и двух девушек в центре купола эскалаторного зала. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Эскалаторный зал. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Эскалаторный зал. Станция метро «Парк культуры Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Читайте ранее в этом сюжете: Подземный дворец коммунизма: Станция «Киевская Кольцевая»

Читайте развитие сюжета: Подземный дворец коммунизма: Станция «Октябрьская Кольцевая»