Среди наиболее важных задач, стоящих перед Минобрнауки в ближайшие несколько лет — строительство новых школ, считает министр образования и науки России Ольга Васильева. Большинство школьных зданий были построены более 50−60 лет тому назад и нуждаются, как минимум, в реконструкции. Но школ катастрофически не хватает, и поэтому многие вынуждены работать по 2−3 смены. И сегодня перед регионами стоит задача не только выпускать побольше «отличников» и «краснодипломников», но и заняться материальной стороной вопроса: построить новые школы или капитально их модернизировать.

Однако такие пути доступны, в основном, центральным регионам страны, экономически благополучным, и, что немаловажно, компактным. В России существуют множество регионов, которые физически не могут закрыть свои потребности в школах и других образовательных учреждениях (из-за больших территорий и неравномерного их освоения). До сих пор в XXI веке в «глубинках» не редки случаи, когда детям приходится несколько часов идти в ближайшую школу. На ум сразу приходит «опыт» Михаила Ломоносова — его поход из Холмогор в Москву ради учебы, достоин примера. Но сегодня такая логистика до ближайшего ВУЗа или школы кажется избыточной.

Чтобы решить подтолкнуть регионы решать проблемы с доступным образованием, в 2015 году в России приняли общегосударственную программу строительства школ и других образовательных учреждений в России до 2025 года. Программа идет в два этапа — за 2016 — 2020 годы должны ликвидировать вторые и третьи смены обучения, а за следующие пять лет — перевести 100% обучающихся в новые школы. По оценкам Министерства образования и науки, 1 сентября 2016 года в России в школу пошли более 15 млн детей. К концу реализации госпрограммы предполагается рост числа школьников еще на 3 млн (как в городах, так и селах). И чтобы выполнить планы госпрограммы, регионам уже сейчас необходимо возводить новые, современные учреждения (в 2016 году в стране было построено 92 школы).

Стоит отметить, что некоторые регионы уже успели запустить проекты, которые приглянулись Москве.

К примеру, в марте министр Ольга Васильева провела встречу с главой Республики Хакасия Виктором Зиминым. В последние годы регион отмечает постоянный рост школьников за партами, и, по оценкам, 83% школ работают в две смены. Поэтому вопрос строительства новых школ для республики как никогда актуален. И важно отметить, что регион занимается этим не только в столице — Абакане, но и в селах (и это не удивительно — в селах рождается на 20% больше новых жителей, чем в городах республики). И чтобы дать доступ к образованию даже в самые отдаленные точки региона, в 2011 году Хакасия запустила проект «Учительский дом». Это небольшое школьное здание, в котором учатся около 20 человек, совмещенное с благоустроенной квартирой для учителя. Несмотря на небольшой размер, дом имеет библиотеку, спортивный зал, современное техническое оснащение, в общем, он полностью соответствует требованиям для обучения детей.

Сегодня в Хакасии работают уже пять таких учительских дома, и есть планы по дальнейшему строительству. По словам Виктора Зимина, появление таких домов решает сразу две задачи: появляется начальная школа, позволяющая не увозить младших школьников в школу-интернат, не отрывать их от родителей, от своих корней, и одновременно жилье для педагога.

Кроме Хакасии, кстати, такие же дома-школы строят и в Пермском крае. В крае функционируют семь учительских домов, в которых педагог может и жить, и вести занятия. Кроме того, в 17 территориях Пермского края успешно реализуется проект «Мобильный учитель» — педагоги, работающие в отдаленных школах региона, получают в пользование автомобиль. За последние четыре года на средства краевого бюджета закуплено 26 автомобилей. Благодаря этому проекту на сегодняшний день вакансии заполнены в 50 сельских школах.

Проект «Учительский дом» заинтересовал министра Ольгу Васильеву, которая считает, что опыт Хакасии и Пермского края с учительскими домами в селах можно тиражировать и в другие региона страны.

К сожалению, другие регионы пока не решаются на такие эксперименты: в основном строят школы в больших городах, минуя удаленные от центра места. Да и проблемы с жильем учителям решают в основном другими методами: строят «учительские дома», но предоставляют их учителям по льготным кредитам (правда цена квадратного метра в них сильно ниже рынка, как и учительские зарплаты). Глобальные подобные строки были в Воронеже, Москве, Ижевске и тп. С одной стороны, это оправдано, так как во многих регионах жизнь плавно перетекает их сел в крупные центры. Поэтому власти строят там, где есть спрос на обучение. Но льготная ипотека все-таки имеет не близкое отношение к госпрограмме строительства школ.

На эту проблему можно посмотреть и с другой стороны: все чаще мы слышим призывы поддержать частных фермеров, возрождать аграрно-промышленный комплекс страны. И с этой точки зрения регионам надо задуматься: можно ли заставить человека оставаться на «свое земле», не переезжать в город, если для него и детей не построена вся инфраструктура — школы, больницы, плохая связь и тп? Скорее всего — нет. Поэтому если руководитель региона хочет и дальше развивать сельское хозяйство, поддерживать фермеров, и в будущем получить отдачу в виде доходов в бюджет и улучшения экономических показателей, заботиться об удобстве «сельчан» надо уже сегодня. Один их таких успешных примеров — строительство школ в отдаленных селах самого большого региона страны — Якутии. За последние два года построены несколько детсадов-школ именно в отдаленных от центра селениях (а также улучшены жилищные условия), и туда, где еще 10 лет назад жило 50−60 человек, сегодня стекается молодежь. И именно эти «обновленные» села сегодня становятся лидерами АПК в Якутии. Один из примеров — село Улахан-Кюель, где строится жилье и школа, растут производственные показатели, увеличивается рождаемость (на каждого жителя Улахан-Кюеля в среднем приходится примерно 3 головы крупного рогатого скота и почти полторы тысячи тонн молока). Программу развития села в Якутии (и строительства новых школ), в регионе продолжат, выбирают новые точки для создания агрокластеров.

Кстати, в Якутии также есть мобильные школы — маленький «кочевой» домик на колесах, с классом, рассчитанным на 10 человек, туалетом, небольшими подсобными помещениями, со всей необходимой мебелью и оборудованием — партами, учительским столом, доской. С его помощью в республике обучают детей оленеводов в тундре. Этот проект даже признан международным, и поддержан Норвегией, Финляндией, Канадой, странами Азии и Африки, а в 2011 году такая школа стала одной из самых необычных учебных заведений мира по версии ЮНЕСКО. Недавно на Арктическом международном форуме Якутия подписала соглашение о реализации проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование», в котором также предусмотрено мобильные школы.

По оценкам директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, сегодня нехватка школ в регионах России носит очень неравномерный характер. «У нас есть регионы с высокой рождаемостью и, увы, традиционно низкой обеспеченностью. К таким относятся регионы Северного Кавказа, даже для Краснодарского края это актуально, а в последнее время это также характерно для Татарстана, Башкирии, Чувашии, которые перешли на новую демографическую модель — два, а иногда и три ребенка в семье. Поэтому школ там, действительно, не хватает, в том числе, кстати, и в сельской местности», — резюмирует она.

Радует только то, что безвыходных ситуаций не бывает, и этим регионам стоит присмотреться к успешным примерам Пермского края, Хакасии и Якутии.