Фракция литовских социал-демократов пригласила на своё заседание министра образования и науки Юргиту Петраускене, которая ранее объявила о масштабной реформе всей системы образования Литвы — как школьного, так и высшего, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 7 марта.

Петраускене выделила пять направлений, которым будет уделено основное внимание при реформе. Одно из них связано с подготовкой учителей. «Сильную школу невозможно представить без сильного учителя, поэтому одна из задач — реорганизовать систему подготовки учителей и систему повышения квалификации», — сказала министр.

В качестве еще одного существенного направления работы она назвала сокращение разницы между районами и крупными городами. По ее словам, результаты учеников, учащихся в небольших городках и селах, сильно отличаются от результатов школ крупных городов.

Также планируется улучшить качество высшего образования, которое, по словам министра, страдает от того, что финансирование высших учебных заведений зависит от количества студентов, поэтому они стараются принять как можно больше студентов. «Одна только реформа сети университетов не является прямым путем к качеству. Четвертое направление связано с реформой системы финансирования», — сказала министр.

Отдельно коснулись содержания учебных программ. Улучшение их качества поможет гарантировать, чтобы в школах ученики получали необходимые знания, соответствующие современным задачам. «Таким образом развиваются компетенции и навыки, которые необходимы в современной жизни. Ведь мы говорим о человеке, которому потом будет вручен аттестат об основном общем образовании, это не только отметки по физике, математике, литовскому языку и другим предметам. Это аттестат зрелости», — рассказывала Петраускене.

На встрече с парламентской фракцией социал-демократов министр сказала, что сейчас в Литве подготавливается около 1000 программ бакалавриата, при этом система разбита на мелкие части: «На сегодняшний день система очень фрагментированная. У нас около тысячи программ бакалавриата, это самое большое число в Европе. Получается распадение на мелкие части, программы социальных наук есть во всех высших учебных заведениях Литвы и это составляет большую часть программ обучения».

По словам Петраускене, если смотреть на потребности рынка труда и баланс, который необходим, в такой фрагментированной системе трудно сплотить критическую массу, повысить конкурентоспособность, достигнуть прорыва. Поэтому, как говорит министр, главная цель реформы — повысить качество и связанные с ним требования.

Министр утверждала, что системе высшего образования успешно функционировать мешают слишком низкие зарплаты специалистов: «Вы прекрасно знаете, что средняя зарплата исследователя — 435 евро. Мы говорим о людях высочайшей квалификации в Литве. Кто может выбрать эту карьеру? Кому это нужно?»

На такие слова министра ответил бывший премьер Альгирдас Буткявичюс, который принес на встречу программу в сфере просвещения, подготовленную бывшим правительством, которым он руководил. Буткявичюс спросил министра, не были бы зарплаты выше, если бы принималось больше студентов: «Если говорить о зарплатах научных сотрудников, мы никогда не поднимем им зарплаты, если на некоторые программы будет приниматься по пять студентов. Я понимаю, если идет речь об искусстве или музыке, но ни в одном европейском университете нет такого, чтобы учились пять или семь студентов, и сотрудники получали огромные зарплаты.

По словам экс-премьера, одним из первых шагов в решении проблемы, касающейся зарплаты работников высших учебных заведений, было повышение планки при поступлении в высшие учебные заведения. Помимо того, поднимается вопрос рентабельности: «Какое минимальное число студентов в группе? Согласно указу министра, представлены эти требования, и высшие учебные заведения должны на них ориентироваться. Несомненно, размер зарплат устанавливают сами высшие учебные заведения, но когда они сами работают не совсем эффективно, когда управление неэффективное, то те деньги, которые довольно небольшие, не доходят ни до преподавателей, ни до исследователей».

Говоря о реформе системы образования, министр подчеркнула, что в системе образования революции опасны, но меняться нужно. Правда, по ее словам, это нужно делать, сохраняя базовые, существенные установки и оглядываясь на опыт других стран: «В системе образования очень опасно проводить революции и изобретать национальные велосипеды. Поэтому мы точно опираемся на международный опыт и хорошую практику. Я сама была две или три недели назад в Эстонии, мы последовательно наблюдаем, на каком основании и какие реформы проводят другие страны, это очень важно. Что касается содержания обучения, то должно быть постоянно совершенствование, я даже не называю это реформой. Это нужно менять, так как меняется весь мир, но нужно сохранить базовые установки, а не идти по пути революции».

Петраускене сказала социал-демократам, что в Литве учебный год чуть ли не самый короткий в Европе — короче только в Португалии, Турции и Греции. «Это напрямую влияет на успеваемость учеников, это доказано исследованиями. Те же самые дети, которые жалуются на продление учебного года, сами говорят, что в школе огромная нагрузка, что каждый второй день контрольная, что нужно делать домашнее задание по три часа каждый день», — отметила министр.

Она подчеркнула, что продление учебного года означает, что образовательная программа будет растянута на более длительный период. Сейчас идут дискуссии о том, на сколько дней продлить учебный год, окончательного решения нет, но речь идет о 10−15 днях. «Если смотреть на распределение каникул, то педагоги не рекомендуют делать перерывы между каникулами меньше 7−8 недель, иначе рассеивается учебный процесс», — сказала министр.