Всем известно и всем понятно, кто хочет знать и понимать, что всемирная роскошь советского и особенно сталинского метрополитена в Москве — потому так роскошна, что стремилась построить под землёй дворец коммунизма: архитектура, интерьер, пространства, скоростной транспорт, эскалаторы — синтез науки, техники и искусств.

Станция метро «Курская Кольцевая»
Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Начинаем разглядывать интерьеры этого дворца — станция за станцией. Бросается в глаза тоже известное, но может быть — не всем: коммунистический идеал стоит на плечах классической, олимпийской античности, Древней Греции больше, чем Древнего Рима. Молодые, здоровые, сильные, умные, — вот его человеческий состав. Но в метрополитене он не ходит военным строем, а добивается своих, хоть и принадлежащих всего советскому народу и всей советской стране, личных рекордов — только личным усилием, личным подвигом, самоотверженным индивидуализмом.

Во что это стало превращаться уже в 1950—1980-е годы, во что это часто превращается теперь — умолчим. Хорошо, что теперь в Московском метрополитене есть новые художественные образцы: городские, литературные, даже интимные и светлые.

Ясно одно: бетонные казармы западных метрополитенов — не наш путь. И не должен быть нашим.

Станция метро «Курская Кольцевая»
Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена «Курская Кольцевая».

Открыта 1 января 1950 года. Названа по находящемуся поблизости Курскому вокзалу.

Архитекторы: Г. Захаров и З. Чернышева.

Станция метро «Курская Кольцевая»
Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Памятная решетка. Станция метро «Курская Кольцевая»
Памятная решетка. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Конструкция колонная трехсводная глубокого заложения (40 м). В центральной части станции колонны заменены пилонами. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Покрытие пола — красный и серый гранит, уложенный в виде крупных геометрических узоров. В основании свода — бронзовый с орнаментом. На путевой стене — памятная решетка.

Столп покрыт лепниной, сочетающей ампирные фигуры своеобразных пенатов – хранителей домашнего очага ‑ и небольшие медальоны с изображением советского быта. Станция метро «Курская Кольцевая»
Столп покрыт лепниной, сочетающей ампирные фигуры своеобразных пенатов – хранителей домашнего очага ‑ и небольшие медальоны с изображением советского быта. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Лепнина, сочетающая ампирные фигуры, своеобразных пенатов – хранителей домашнего очага ‑ и небольшие медальоны с изображением советского быта. Станция метро «Курская Кольцевая»
Лепнина, сочетающая ампирные фигуры, своеобразных пенатов – хранителей домашнего очага ‑ и небольшие медальоны с изображением советского быта. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Дорические колонны. Станция метро «Курская Кольцевая»
Дорические колонны. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Центром ансамбля пересадочного узла является круглый зал. Потолок зала опирается на мощный столп. Основание столпа заглублено в пол и окружено гранитным бортиком. Столп покрыт лепниной, сочетающей ампирные фигуры, своеобразных пенатов — хранителей домашнего очага ‑ и небольшие медальоны с изображением советского быта. Потолок опирается также по краю на ряд колонн. Колонны круглые каннелированые облицованы красным мрамором, квадратные облицованы светло-кремовым. Стены зала облицованы розовым и желтым мрамором «газган». К круглому залу через переход примыкает кассовый зал. Вестибюль станции имеет много схожего с храмом. Его потолок — сложный восьмигранный ребристый купол, поддерживаемый портиком с дорическими колоннами.

Бронзовый двуручный меч на внутренней стороне полупилона. Станция метро «Курская Кольцевая»
Бронзовый двуручный меч на внутренней стороне полупилона. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Фигуры Ник-победительниц с лавровыми венками. Станция метро «Курская Кольцевая»
Фигуры Ник-победительниц с лавровыми венками. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Фигура Ники-победительницы с лавровым венком. Станция метро «Курская Кольцевая»
Фигура Ники-победительницы с лавровым венком. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Куплет Сталинского Гимна СССР. Станция метро «Курская Кольцевая»
Куплет Сталинского Гимна СССР. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Вход условно обозначен двумя полупилонами с огромными бронзовыми двуручными мечами на внутренней стороне. В основании купола — 8 фигур Ник-победительниц с лавровыми венками, одетые в форму солдат Советской Армии и одежду тружеников тыла. Под ними на балках — куплет Сталинского Гимна СССР. Строки восстановлены в 2003. Фигура Сталина в апсиде этого храма была демонтирована в конце 50-х.

Люстры. Станция метро «Курская Кольцевая»
Люстры. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Фонари в эскалаторном зале. Станция метро «Курская Кольцевая»
Фонари в эскалаторном зале. Станция метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Выход со станции метро «Курская Кольцевая»
Выход со станции метро «Курская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Читайте ранее в этом сюжете: Подземный дворец коммунизма: Станция «Комсомольская Кольцевая»

Читайте развитие сюжета: Подземный дворец коммунизма: Станция «Таганская Кольцевая»