Всем известно и всем понятно, кто хочет знать и понимать, что всемирная роскошь советского и особенно сталинского метрополитена в Москве — потому так роскошна, что стремилась построить под землёй дворец коммунизма: архитектура, интерьер, пространства, скоростной транспорт, эскалаторы — синтез науки, техники и искусств.

Колонны, соединенные в аркады изящными арками. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Колонны, соединенные в аркады изящными арками. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Начинаем разглядывать интерьеры этого дворца — станция за станцией. Бросается в глаза тоже известное, но может быть — не всем: коммунистический идеал стоит на плечах классической, олимпийской античности, Древней Греции больше, чем Древнего Рима. Молодые, здоровые, сильные, умные, — вот его человеческий состав. Но в метрополитене он не ходит военным строем, а добивается своих, хоть и принадлежащих всего советскому народу и всей советской стране, личных рекордов — только личным усилием, личным подвигом, самоотверженным индивидуализмом.

Во что это стало превращаться уже в 1950—1980-е годы, во что это часто превращается теперь — умолчим. Хорошо, что теперь в Московском метрополитене есть новые художественные образцы: городские, литературные, даже интимные и светлые.

Ясно одно: бетонные казармы западных метрополитенов — не наш путь. И не должен быть нашим.

Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена «Комсомольская Кольцевая».

Открыта 30 января 1952 года. Название дано по находящейся рядом Комсомольской площади.

Архитекторы: А.В. Щусев, В.Д. Кокорин, А.Ю. Заболотная при участии О.А. Великорецкого и А.Ф. Фокиной

Архитекторы вестибюлей: А.В.Щусев и А.Ф.Фокина.

Колонны, соединенные в аркады изящными арками. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Колонны, соединенные в аркады изящными арками. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Конструкция колонная трехсводная глубокого заложения (37 м). Самая большая колонная станция Московского метрополитена. На станции 68 колонны, соединенных в аркады изящными арками.

Павел Корин. Изображение Александра Невского на мозаичном панно. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Павел Корин. Изображение Александра Невского на мозаичном панно. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Павел Корин. Изображения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского на мозаичном панно. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Павел Корин. Изображения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского на мозаичном панно. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Павел Корин. Изображение Владимира Ильича Ленина на мозаичном панно. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Павел Корин. Изображение Владимира Ильича Ленина на мозаичном панно. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Павел Корин. Изображение Родины-матери на доске Мавзолея на мозаичном панно. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Павел Корин. Изображение Родины-матери на доске Мавзолея на мозаичном панно. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Свод центрального в полтора раза выше боковых. Потолок украшен 8-ю мозаичными панно. Автор П.Д. Корин. На 5 из них — герои русской истории, упомянутые И.В.Сталиным в речи на параде 7 ноября 1941 года — Александр Невский, Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, на 6 — панно В.И.Ленин, на 7-Парад Победы (портрет Сталина заменён в 1963 году на портрет Ленина). 8 — панно «Вручение гвардейского знамени» с изображением Сталина — было заменено в 1963 году на изображение Родины-матери на доске Мавзолея. Свод декорирован лепниной. По нижнему краю свода мозаики (ранее рельефы) на тему «Русское оружие», по моделям С.В.Казанова и А.М.Сергеева.

С.В.Казанов и А.М.Сергеев. Мозаика на тему «Русское оружие». Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
С.В.Казанов и А.М.Сергеев. Мозаика на тему «Русское оружие». Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Павел Корин. Флорентийская мозаика Ордена Победы. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Павел Корин. Флорентийская мозаика Ордена Победы. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Красная звезда, обрамленная золотыми лучами. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Красная звезда, обрамленная золотыми лучами. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Потолок желтого цвета, колонны облицованы светлым узбекским мрамором «газган», путевые платформы — красным капустинским и розовым климовским гранитом.

Георгий Мотовилов. Наземный вестибюль — восьмиугольный с большим куполом. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Георгий Мотовилов. Наземный вестибюль — восьмиугольный с большим куполом. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Георгий Мотовилов. Лепнина и рельефы на тему материнства. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Георгий Мотовилов. Лепнина и рельефы на тему материнства. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

В переходе на стене напротив эскалатора — флорентийская мозаика по эскизу П.Д. Корина — Ордена Победы. В северном торце станции — лестница, ведущая в купольный аванзал. В куполе — Красная звезда, обрамленная золотыми лучами.

Бюст Ленина. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Бюст Ленина. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Решетка. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Решетка. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Наземный вестибюль — восьмиугольный с большим куполом, купол украшен лепниной и рельефами на тему материнства (автор — Г.И. Мотовилов).

Люстра. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Люстра. Станция метро «Комсомольская Кольцевая»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Читайте ранее в этом сюжете: Подземный дворец коммунизма: Станция «Проспект Мира»

Читайте развитие сюжета: Подземный дворец коммунизма: Станция «Курская Кольцевая»