Гоголь: анатомический театр

Премьера в Александринском театре — спектакль Валерия Фокина «Ваш Гоголь. Последний монолог». Постановка интимно-метафизической тональности ювелирно вписалась в камерную атмосферу Новой сцены

Тамара Ларина, 27 декабря 2016, 11:45 — REGNUM  

«Ничего не может быть торжественнее смерти. Жизнь не была бы так прекрасна, если бы не было бы смерти».

Николай Гоголь

ИНТРО

Войти в зал зрителям разрешили минут за пять до начала спектакля. Никакой светской атрибутики, никаких законных трех театральных звонков. Молча, будто на поминках, все заходят в темное пространство. Площадка-трансформер изящно переделана в анатомический театр. Полукругом загибаются три ряда из черных аскетичных лавок. Круглая кафедра вымощена мелкими квадратиками белого кафеля. В центре ногами к зрителям лежит босой человек в исподнем. Над ним современный операционный светильник. Лаконичная одежда «хирургического кабинета» подчеркнута «фосфорным» светом ламп: все светлые предметы становятся ярче, а темные — еще темнее.

Долгая тишина. Входят две несуразные женщины в белых халатах и меховых шапках (типичный дресс-код врачей и сотрудников НИИ советской эпохи). Руки в карманах, большие пальцы снаружи. Подходят к лежащему телу, безучастно осматривают и уходят вон. Вся атмосфера вкупе с абсурдистским началом сразу настраивает присутствующих на сеанс спиритической связи с Гоголем. Впрочем, кому как нравится — иным (вроде меня) показалось, что режиссер предлагает провести время вместе с Гоголем в пространстве бардо, в переходном состоянии души между этим миром и тем. Нависло подозрение, что статус «академический» в театре в этот вечер будет отложен в сторону.

СМЕРТЬ И МИФЫ

Оно и понятно: шлейф славы великого русского писателя ведет в иное измерение. Гений Гоголя, как и его жизнь, пограничны с мистификацией и анормальной реальностью. А кроме того, его смерть, которую Гоголь уже ждал как освобождение от душевных мук, и даже его послесмертие обросло пугающими мифами и загадками. В феврале 1852 года Гоголь умер из-за врачебной ошибки. Консилиум авторитетных докторов того времени утвердил диагноз — «менингит». С каким-то яростным рвением, если не сказать насилием, медики лечили писателя: погружали больного в горячую ванну и поливали голову ледяной водой. И без того тяжелое состояние Гоголя, вызванное осознанным отказом от пищи, усугублялось. Умер писатель от алиментарной дистрофии, сердечной недостаточности, физического и психического истощения.

И тем не менее этот факт не помешал укорениться в народе легендам о самоубийстве писателя, а равно о его летаргическом сне и якобы живом Гоголе в гробу. Разумеется, были на то предпосылки. Известно, что Николай Васильевич панически боялся быть похороненным заживо, поскольку в течение последних 20 лет жизни страдал, говоря языком современной медицины, маниакально-депрессивным психозом. В череде припадков отчаяния он впадал в оцепенение и по несколько дней мог находиться в бездвижном состоянии. А самой таинственной до сих пор историей, связанной с именем писателя, остается пропажа его головы из гроба. Исчезновение черепа Гоголя обнаружили при перезахоронении в советском 1931 году. После чего последовал личный приказ Сталина провести срочное расследование. Следствие выяснило, что голову украли аж в 1909 году. Якобы тогда меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин за большие деньги подговорил монахов эксгумировать могилу и достать реликвию.

ВНУТРЕННИЙ ГОГОЛЬ

За толщей подобных мифов, исторических фактов и народной конспирологии сам Николай Гоголь как сложная личность остается в тени. «Мертвые души» должны были раскрыть тайну русской жизни, предназначение русского народа. Но Гоголь бросил в печь практически готовый второй том романа. Почему? Отчего, несмотря на свой признанный всеми дар, он до последнего дня сомневался в писательском предназначении и в наличии необходимой для этого дела собственной духовной высоты? Что заставляло его, человека, страдающего булимией, истощать себя жесткой аскезой, по несколько дней не есть и не пить? Как из веселого повесы Гоголь превратился в замкнутого, глубоко верующего христианина? Было ли это безумством или осознанным уходом от мира? «Я не рожден для треволнений и чувствую с каждым днем и часом, что нет выше удела на свете, чем звание монах».

Эти тайны не под силу раскрыть ни одной многостраничной монографии, не говоря уж об одном спектакле. Но попытки очной встречи с внутренним истинным Гоголем, как плацебо — бесполезны, но исцеляют. Валерий Фокин, поставивший около двадцати спектаклей по произведениям Гоголя в России и за рубежом, страстный почитатель и исследователь творчества писателя, предлагает посмотреть на своего фаворита вне масскультурных шаблонов. Посмотреть через призму особой визуальной образности, поговорить на языке психики, а не интеллекта. Режиссера манит иррациональное, а не нарратив беллетристики под шапкой «этот таинственный Гоголь».

Справляться со сверхзадачей приходится прежде всего ведущему артисту Александринского театра Игорю Волкову: от последних часов жизни, видений и внутреннего монолога до состояния трупа — актер тащит весь спектакль на себе. Судороги, боль, маска человека, шагнувшего в иной мир. Замерзшее тело под грудой шуб. Тяжелая поступь больного, идущего справлять нужду. Остановившийся взгляд. Открытый рот, куда насильно запихивают итальянскую снедь назойливые няньки. И лишь одинокая оливка, выпавшая изо рта, кажется бессловесным ответом Гоголя на мирской ад.

Зачем жить, коли душа мертва? Во спасение измученной страданиями души Гоголь изнурял и не щадил себя, пытаясь искупить религиозным подвигом низкую человеческую природу. Об этом, увы, не так подробно сказано в спектакле. Однако потрясающий Волков спасает ситуацию крупными планами: практически отождествляется с Гоголем, тянет за рукав зрителя в последнем монологе. Не ищет приятия и понимания, а все тянет и тянет до самого дна осознания тщеты и мерзости всего сущего, чтобы оттуда взмыть на высоту мира горнего. Так врывается в зал «свет в конце туннеля», и гигантская голова Пушкина летит из тумана. И нет ничего, кроме темного силуэта, тающего в нездешней дымке.

ИДЕАЛЬНОЕ КИНО

Несмотря на то, что новая постановка — авторский ремейк спектакля 2011 года, что шел на седьмом ярусе «старой» Александринки (тогда и на «Золотую маску» номинировался, и премию «Прорыв» получал), «Ваш Гоголь» 2016-го отличается прежде всего новой выразительностью. В этом в немалой степени заслуга художника спектакля Марии Трегубовой и композитора Александра Бакши. Они создали другое измерение, где работают иные законы времени и пространства. Кабинет сновидений, предсмертных галлюцинаций или парадоксального бардо православного писателя. Измерение вышло гиперкинематографичным и эстетически рифмуется с «Пеной дней» Мишеля Гондри.

Огромные бутафорские колосья, гигантские механические жуки и стрекозы, кукольный Петербург на колесиках, скейтборды в виде венецианских гондол; не говоря уже об излюбленных Фокиным карликах и карлицах в ролях статистов и миниатюрном оркестре, издающем скорее метафизический саунд, нежели музыку. Идеальный, вычищенный до пикселя, холодноватый мир красоты — сюрреалистический концентрат в крохотной коробочке театра. А может быть, это красочный диафильм в таинственно пропавшей голове Гоголя?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.06.17
National Interest: Пришло время разделить Сирию на части
NB!
26.06.17
Военный Донбасс за сутки: готовится наступление, ВСУ стягивают войска
NB!
26.06.17
Associated Press: Трамп настаивает на полноценной встрече с Путиным
NB!
26.06.17
Росмолодежью не выполнены обязательства по выплате грантов – СП РФ
NB!
26.06.17
Опрос о фильме «Путин» вскрыл либеральные опасности для реального Путина
NB!
26.06.17
ВСУ нарушили режим тишины 22 раза: сводка боевых действий за сутки
NB!
26.06.17
Как вести себя после ограбления
NB!
26.06.17
За употребление наркотиков должно быть уголовное наказание, считают 78%
NB!
26.06.17
Пентагон намерен легализовать «черные» спецоперации через ООН
NB!
26.06.17
Что даст Ближнему Востоку невероятный альянс Турция-Катар-Иран
NB!
26.06.17
Почему Третьей мировой войны не избежать?
NB!
26.06.17
В Иркутской области в ДТП попал автобус с детским ансамблем
NB!
26.06.17
WiB: Любители оружия в США останутся без карабинов «Вепрь» из России
NB!
26.06.17
ФСБ заявила об активном использовании террористами Telegram
NB!
26.06.17
«У нефти есть предпосылки для роста»
NB!
26.06.17
«Рубль намерен укрепиться»
NB!
26.06.17
Визовый режим между Россией и Белоруссией вступит в силу в конце 2017 года
NB!
26.06.17
На Ямале расширили список сакральных мест для аборигенов
NB!
26.06.17
Дожди и ливни: С 26 по 30 июня в Москву придут два циклона
NB!
26.06.17
В Пакистане из-за утечки топлива заживо сгорели свыше 150 человек
NB!
26.06.17
Иран отменил туристические визы с Россией
NB!
26.06.17
CNN ужесточит правила публикации материалов о России