В Оренбуржье завершился IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Три дня на сцене Областной филармонии и Оренбургского драматического театра им. М. Горького звучала классическая музыка. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в региональном Минкульутры, в самом названии фестиваля, за короткое время ставшего неотъемлемой частью российской культурной жизни, нет слов «памяти» или «имени Ростроповича», и это глубоко символично.

Художественный руководитель Фестиваля Ольга Ростропович неизменно подчеркивает, что маэстро всегда остается рядом с нами, его многочисленными почитателями, близкими, друзьями, коллегами, учениками. Незримое присутствие Мстислава Ростроповича ощущается во время фестиваля в зрительном зале, вот почему, по словам Ольги Ростропович, «главное в художественной концепции фестиваля то, что на его концертах должны звучать произведения высочайшего уровня и в самом лучшем исполнении».

Уже стало традицией начинать оренбургский творческий марафон оперным спектаклем. В прошлые годы на сцене Областного драматического театра звучали исторические музыкальные полотна Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». В этот раз в исполнении Центра оперного пения Галины Вишневской оренбуржцы услышали оперу итальянского композитора Джузеппе Верди «Риголетто».

Второй день фестиваля организаторы музыкального праздника посвятили юбилею Сергея Прокофьева. На сцене областной филармонии прозвучала сюита «Ромео и Джульетта» в исполнении оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской (дирижер Денис Власенко). Юный пианист, лауреат международных конкурсов, обладатель «Золотого Щелкунчика» Давит Хрикули представил сонату № 7 си-бемоль мажор.

«Мстислав Ростропович — это величайшая личность современности, — поделился впечатлениями Давит Хрикули. — Для меня большая честь участвовать в этом фестивале. Я очень люблю музыку Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина. И как раз начал изучать творчество Сергея Прокофьева. На оренбургском фестивале мне и предложили сыграть его произведение».

Ярким завершающим акцентом вечера стало совместное исполнение академическим хором Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей (художественный руководитель и главный дирижер Светлана Студенникова, хормейстер Ольга Левченко), Муниципальным камерным хором (худ. рук. заслуженный деятель искусств Ольга Серебрийская) и оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский». Объединение музыкой — еще одна важная идеологическая составляющая Фестиваля.

«Мы готовим музыкантов-профессионалов, поэтому, для наших студентов участие в этом фестивале очень серьезная стажировка, — рассказал ректор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей Борис Хавторин. — Я видел чувство гордости в глазах студентов. Я считаю, что Ольга — великая дочь своих родителей, она делает великое дело, она продолжает их дело, пропагандирует их творчество, которое невозможно забыть».

В последний день творческого марафона фестивальная публика Оренбуржья стоя аплодировала музыканту с мировым именем, известному вокалисту и композитору, академику кинематографических искусств, заслуженному артисту РТ, обладателю Национальной кинематографической премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» Айдару Гайнуллину и его ансамблю «Эйфория».

«Много лет тому назад, когда я был еще студентом Российской академии музыки им. Гнесиных, мне позвонили из Фонда Мстислава Ростроповича и пригласили на прослушивание, — рассказал Айдар Гайнуллин. — Я удивился, потому что документы я подавал задолго до этого и уже понял, что не прошел. Меня прослушивал сам маэстро. После того, как я сыграл, он обнял меня и спросил, как можно на одном баяне сыграть за весь оркестр?».

Выступление Айдара Гайнуллина добавило светлого оптимизма и здорового драйва в тональность фестиваля.

«Этот фестиваль дает определенный толчок развитию Оренбургского музыкального искусства, — отметила министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко. — Наверное, в этом и есть главная цель фестиваля, чтобы у нас появлялись свои новые исполнители, подрастал и воспитывался новый зритель, чтобы формировалось сообщество, воспринимающее классическое искусство».

Стоит отметить, в Оренбургской области имя Мстислава Ростроповича знакомо практически каждому жителю. Музыкант, оказавшийся в эвакуации в Оренбурге в 1941 году, спустя десятилетия, будучи уже музыкантом с мировой известностью, солировал в концертах и давал мастер-классы для студентов и преподавателей Оренбургского государственного института искусств, носящего имя маэстро и его отца.