Государственное финансирование театров складывалось многими годами и на уровне личных взаимоотношений, заявил 15 ноября в ходе Круглого стола «Театральная реформа: ждать бед или побед?» худрук театра «Школа Современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Та же Света Врагова не скрывала, что к ней очень хорошо относился Юрий Михайлович Лужков, она к нему заходила, и повышался бюджет театра. Но мало того, и я это делал», — уточнил худрук.

По мнению режиссера, на текущий момент, кроме наработанных за годы личных связей, позволяющих получать финансирование, внятных критериев оценки эффективности работы театров не существует. Есть только разговоры о некой театральной реформе, но что это за реформа, непонятно. Поэтому, если власти в рамках госзаказа хотят оценивать эффективность работы учреждений культуры, и материально ее оценивать, они должны предложить критерии этой оценки, отметил Райхельгауз.

«Я предлагаю Леониду Михайловичу Печатникову начать реформу прямо с департамента культуры, там есть очень много талантливых людей», — предложил режиссер.

Что касается оценки деятельности того или иного театра, то для худрука «Школы Современной пьесы», наиболее значимыми будут оценки коллег по цеху, которые, посмотрев спектакли, смогут их компетентно оценить. Поскольку их уровень и компетентность, позволяют определять успешность театра.

«Критерии есть, как ни странно, судьи есть и вполне возможно можно договориться с судьями из нашего департамента. Естественно, мы чем-то недовольны, и это нормально. Разговаривать есть о чем, нужно разговаривать», — заключил Райхельгауз.

Схожие опасения высказал и худрук «Московского театра им. Пушкина» Евгений Писарев. У него вызывает опасения то, что в очередной раз может получиться так, что у одних театров финансирование отнимут, а другим не добавят, и вновь на совершенно непрозрачных основаниях. Поэтому режиссер призвал выработать ясные критерии оценки эффективности театров.

«Боязнь моя в том, что касается реформы, что у них отнимут и нам не добавят», — подчеркнул режиссер.

В свою очередь, директор Государственного академического театра им. Вахтангова Кирилл Крок заявил, что применение критерия эффективности театров при распределении финансирования учреждений является достойной альтернативой их оценке по творческой составляющей.

По его словам, ничего плохого в критериях эффективности нет: «Это нормально, когда учредитель требует полные залы, чтоб театр ездил на гастроли, чтоб театр зарабатывал и тратил на себя же эти деньги».

«Считаю, что эти критерии «объективны», хотя по ним и нельзя «оценивать театр в общем». Потому что нельзя уходить в оценку чиновниками творчества. Надо оценивать абсолютно прозрачные цифры», — подчеркнул руководитель Театра им. Вахтангова.

Напомним, что столь неоднозначную реакцию в театральном сообществе страны вызвали планы московских властей провести реформу системы финансирования столичных театров. Городские власти считают, что часть театров должна остаться репертуарной, а другие станут «открытыми площадками» с менеджером, который будет искать режиссеров, антрепренеров под конкретный проект.

Читайте ранее в этом сюжете: В Москве не будут закрывать театры?