Продолжаются попытки найти знаменитый самолет Н-209, на котором 13 августа 1937 года в районе Северного полюса без вести пропал экипаж под руководством Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского. На краудфандинговой площадке Planeta.ru собираются средства для масштабной экспедиции к берегам Аляски с целью восстановить и задокументировать последние моменты полета и собрать то, что осталось от авиалайнера.

Указатель
Указатель
planeta.ru

«Мы решили продолжать поиски, начатые без малого 80 лет назад, — комментирует корреспонденту ИА REGNUM координатор проекта Лариса Михайлова. — За последние годы наша команда значительно увеличилась, есть доступ к современному оборудованию, использование которого ограничено финансовыми возможностями. Получить финансовую поддержку мы надеемся с помощью системы сбора средств, когда любой желающий может стать участником проекта».

Крыло самолета
Крыло самолета
planeta.ru

В 1937 году экипаж под руководством Леваневского должен был совершить трансполярный перелет из Москвы в Фэрбенкс, США. Но после успешного взлета самолёт так и не прибыл на Аляску. После перелёта над Северным полюсом Леваневский сообщал об отказе одного из двигателей и о плохих метеоусловиях. Далее связь с экипажем была потеряна, а потому территория предполагаемого падения растянулась на многие тысячи километров.

За несколько десятков лет было предпринято множество попыток найти самолет, и каждая последующая уменьшила вероятное место катастрофы до так называемого «неизвестного квадрата» Леваневского, который находится между островами Тетис и Спай, недалеко от мыса Оликток. Именно туда летом 2017 года и отправится поисковая экспедиция.

«Наша команда придерживается теории падения самолета у берегов Аляски, неподалеку от мыса Оликток, — рассказывает пресс-секретарь экспедиции Ирина Седунова.Теория разработана американским исследователем Уолтером Курилчиком. В ее основе — радиограмма с мыса Барроу о том, что эскимосы видели, как большой самолет упал в воду между островами Спай и Тетис в архипелаге островов Джонса. Она подтверждена письмом священника Гомера Келлемса в МИД СССР, отправленным в 1938 году, где подробно изложен рассказ очевидцев».

Изучение карты
Изучение карты
planeta.ru

В июле — августе 2017 года поисковая группа вылетит из Москвы в Анкоридж, оттуда доберётся в Прудо-Бей и на мыс Оликток, где будет разбит лагерь. В это время года море Бофорта будет свободно ото льда, что позволит беспрепятственно исследовать дно при помощи специального оборудования.

«Благодаря современным технологиям сегодня доступно оборудование, которое позволяет вести поиск с достаточной точностью. Это локаторы бокового обзора, локаторы прямого обзора и профилограф. Приборы уже помогли обнаружить более десятка исторических самолетов нашему новому партнеру, канадскому исследователю Билу Туме. Донный профилограф показывает любые аномалии, что находятся под наносами, — рассказывает координатор проекта Лариса Михайлова. — При обнаружении аномалий необходимо будет воспользоваться подводными телеуправляемыми аппаратами и услугами водолазов. По плану экспедиции две лодки будут идти одна за другой: как только аномалия будет найдена — со второй будет запускаться ROV (Remotely Operated underwater Vehicle). Такой комплекс оборудования даст полную картину подводного содержания».

Юрий Сальников, руководитель проекта (Россия)
Юрий Сальников, руководитель проекта (Россия)
planeta.ru

Продолжение поисков для экспедиции связано с существенными затратами. Средства нужны в первую очередь для того, чтобы обеспечить специалистов профессиональным оборудованием, добраться до места поисков у мыса Оликток и развернуть лагерь.

«Так как добиться достаточного финансирования от государства не удается, было принято решение собирать деньги с помощью краудфандинговой площадки. После проведенного поиска и сопоставления всех доступных платформ для сбора средств была выбрана российская платформа Planeta.ru, наиболее подходящая по набору параметров для типа нашего проекта», — комментирует Ирина Седунова.

В случае успешного завершения проекта на Planeta.ru и проведения операции поисков, после обнаружения частей самолета находка будет отснята на месте, будет зафиксировано её местонахождение, а на поверхность поднимется проба для идентификации. И если результат даст совпадение, тайна исчезновения самолета Н-209 будет раскрыта.

На краудфандинговой площадке Planeta.ru проект будет размещён до 19 ноября 2016 года.