26 сентября член Совета НКО «Русская школа Эстонии» Алиса Блинцова сделала доклад на проходящем в Варшаве (Польша) Совещании ОБСЕ, посвященном человеческому измерению. Об этом ИА REGNUM сегодня, 27 сентября, сообщили в НКО «Русская школа Эстонии», отметив, что в докладе освещался ход судебного процесса по запрету русского языка обучения в русских гимназиях страны. ИА REGNUM предлагает полный текст доклада, озвученного на заседании ОБСЕ:

«17 сентября 2015 года правительство Эстонии уже в третий раз отказало русским школам Таллина в обучении на русском языке на гимназическом уровне. Для защиты права русского национального меньшинства на обучение на русском языке НКО «Русская школа Эстонии» был инициирован судебный процесс, целью которого является отмена решения правительства о запрете преподавать на русском языке. В настоящий момент мы прошли две судебные инстанции в Эстонии. Суд первой и второй инстанции признал действия правительства законными. 15 сентября 2016 года были поданы кассации в Государственный суд Эстонии. Это последняя инстанция, после которой мы планируем подачу жалобы в Европейский суд по правам человека.

В Эстонии русские и русофоны составляют 31% населения. Тем не менее, эстонские суды и правительство проводят политику мононациональной страны. Эстонские суды обосновывают отказ в преподавании на русском языке в школах, главным образом, тем, что эстонский — государственный язык в Эстонии.

Напомним, что русские являются автохтонным национальным меньшинством в Эстонии и русские школы существуют на территории Эстонии с XVIII века. Также суды ссылаются на преамбулу Конституции, в которой сказано, что Эстонская Республика создана с целью обеспечить сохранность эстонской нации, языка и культуры на века. Это положение толкуется таким образом, что государство обязано максимально эстонизировать все сферы жизни, в том числе образование. Образование же на русском языке, исходя их этого, несёт угрозу эстонской государственности. Международные нормы эстонские суды трактуют через призму своего внутреннего законодательства, применяя их только в той части, в которой они ему не противоречат. Рекомендации международных организаций, таких как ОБСЕ, ООН, Совет Европы, просто игнорируются. Эстонский суд в процессе по защите русских школ отказался рассматривать нарушение Гаагских рекомендаций запретом преподавания на русском языке, сославшись на то, что они не являются обязательными для исполнения и носят рекомендательный характер.

Подобное же отношение и к другим рекомендациям. В Эстонии их рассматривают с циничным пренебрежением, не считая необходимыми к исполнению. На каждое замечание правозащитников у эстонских властей есть своё, особое мнение. Оно заключается в том, что Эстония, как государство, создано для эстонцев, и оно не имеет никаких обязательств по отношению к национальным меньшинствам. Исходя из этого принципа, все разговоры о правах русского национального меньшинства в Эстонии уже кажутся неуместными.

Можно опять напомнить о массовом безгражданстве в европейской стране. Постоянные жители страны, не имеющие эстонского гражданства, составляют 15% населения. Можно пожаловаться на преследования правозащитников, в том числе защитников русских школ, но есть ли в этом смысл?

Нам скоро предстоит продолжение судебного процесса против эстонизации русских школ уже в Европейском суде по правам человека. Мы надеемся, что Европейский суд, в отличие от правительства и судов Эстонии, не считает, что права национальных меньшинств — это угроза для безопасности государства. И мы надеемся в вопросе защиты русских школ в Эстонии также на поддержку ОБСЕ.

Спасибо за внимание!»

Как сообщало ИА REGNUM ранее, с 2007 года в Эстонии реализована школьная реформа, в ходе которой русские школы и гимназии осуществили принудительный перевод учебных предметов на эстонский язык обучения в пропорции 60% на 40% в пользу госязыка. Параллельно идет активный процесс закрытия, сокращения или слияния русских школ и гимназий Эстонии, а также тотальной проверки знаний эстонского языка у учителей и руководства русских школ Эстонии инспекторами Языковой инспекции. Правозащитники и филологи критикуют данную программу эстонизации русских школ и гимназий, считая ее дискриминационной по отношению к крупнейшему нацменьшинству страны.