Вчера, 3 апреля, в музее сновидений Зигмунда Фрейда состоялось открытие выставки «Изобретение воспоминаний», где были представлены работы трёх южнокорейских художников.

Адель Ким, приглашенный куратор выставки «Изобретение воспоминаний»
Адель Ким, приглашенный куратор выставки «Изобретение воспоминаний»
Павел Проскурня ©

Музей сновидений начинается с его коридора, в котором выставлены работы южнокорейского фотографа Юн Тхэчжун. Фотографии неокончательно оттаявших объектов на белых стенах завлекали вглубь музея — работа за работой, история за историей, и вот уже вход в первый зал. Людей в небольшом пространстве оказалось много. Неловкое «извините» и «позвольте», чтобы сделать больше трех шагов. Не успеваешь полностью сориентироваться в пространстве, как начинается приветственная речь.

Луд символического. Экспонат выставки работ Юн Тхэчжун «Вес раскаяния»
Луд символического. Экспонат выставки работ Юн Тхэчжун «Вес раскаяния»
Павел Проскурня ©

«Корея уже давно встала на путь к модернизации, как многие другие азиатские страны. Но по тем или иным причинам о том, что происходит сейчас в поле современного искусства, практически нет никакой информации. Я надеюсь, что эта выставка поможет вам хотя бы немного составить впечатление о том, какие есть замечательные, интересные художники» — объяснила Елизавета Зельдина, один из организаторов выставки — куратор и экскурсовод музея сновидений.

Сразу после благодарственных слов с речью выступил генеральный консул Республики Корея в Санкт-Петербурге Ли Джин Хён. В своей речи он поблагодарил организаторов за проведение данного мероприятия и заметил, что эта выставка не только поможет петербуржцам познакомиться с современным корейским искусством, но и послужит расширению их общих представлений о корейском искусстве и о Корее.

Приглашенные кураторы и организаторы выставки Адель Ким и Дарья Черкашина тоже произнесли благодарственные слова. После чего все были призваны к знакомству и обсуждению работ.

На выставке «Изобретение воспоминаний» представлены работы трех художников: Юн Тхэчжун, Но Санхо и Ким Унён. В основе экспозиции работы, которые затрагивали тему памяти, ее изменчивости и субъективности. Проблемы искажения воспоминаний занимали важное место в сочинениях Зигмунда Фрейда, так музей и выставка как нельзя лучше подходили друг другу. Расположение комнат в музее удивительно сочеталось с разной формой интерпретации художниками своих идей: белый коридор занимают фотографии, светлый зал — картины с историями, темный зал — видео.

«Мне кажется, что в здесь не стоит делать упор на фотографии или видео, потому что в данном случае это смотрится очень комплексно. То есть у нас не было идеи привезти фотографии или видео, или живопись, мы хотели показать сами работы, саму идею художников, которые уже могут реализовать её как угодно. Именно это нас интересовало и привлекало больше всего — мысль и как ее интерпретирует художник» — говорит Дарья Черкашина, приглашенный куратор.

На белых стенах коридора Юн Тхэчжун представил серию фотографий «Вес раскаяния». На фотографиях запечатлены предметы, которые у фотографа ассоциируются с важными для него моментами. Однако эти предметы были заморожены и на снимках только начинают оттаивать, неизбежно подвергаясь деформации. Таким образом, художник констатирует невозможность удержать воспоминания неизменными.

Но Санхо представил серию «Ежедневные рассказы», которая состоит из картин и историй, где реальность переплетается с вымыслом. Ежедневно художник создавал по одному визуальному повествованию. Изображения, найденные в сети, он переносил на лист при помощи копировальной бумаги, добавлял детали и завершал работу в технике акварели. Также художник собирал рассказы знакомых и незнакомых ему людей, и, отделяя их от первоисточников, создавал абсолютно новое повествование. Но Санхо построил корпус бессознательного на основе действительных, искаженных и вымышленных воспоминаний и видений. На выставке рядом с картинами уместно расположился текст, позволяя взгляду бесконечно «прыгать» с одного на другое. С прозы на картины. С реальности, переплетенной с вымыслом, на вымысел, переплетенный с реальностью.

Ким Унён представил видео «История снов», где также обращается к бессознательному состоянию. В видео исследуется феномен гипноза, облачаются в форму содержание и образы, которые возникают в этом состоянии. Огромное количество информации в современном мире препятствует достаточному осмыслению воспринимаемого потока. Возможно, во время гипноза человек переживает воспроизведение потока случайно увиденных им изображений, схваченных с экрана телевизора, монитора компьютера и так далее. Посмотреть видео можно было, не отвлекаясь на всё остальное, в тёмном зале были стулья и тишина других посетителей.

«В современном искусстве не так важно, в каком именно жанре вы работаете. Важно, какую идею вы вкладываете, как вы это трактуете и как вы это воплощаете. То есть не столько средства, сколько идея. И для нас было очень важно сказать, что не так уж сильно различается художественный мир современной Кореи, России и любой другой страны мира, поскольку наша современная реальность уже достаточно глобализированна» — отметила Адель Ким.