Эдуард Мане. Олимпия. 1863

После очередной провальной попытки добиться официального признания, Эдуард Мане организовывает персональную выставку в собственной мастерской. На пригласительных билетах красовался его новый девиз: «Делать свое дело, и не обращать внимания на чужие высказывания!»

Смотрите галерею работ Эдуарда Мане

В 1865 году в Париже разразился скандал — критики стенали: «Какая вульгарность и непристойность! Эта проститутка удивительно некрасива — у нее кожа, как у трупа. Это просто невежество в области базовых законов рисунка». Мане за картину «Олимпия» тут же нарекли скандалистом в области живописи. Сам художник на эту славу не претендовал, равно как и на переворот в живописи, и на создание новых законов, а просто стремился быть самим собой. Однако, хотел он того или нет, Мане стал первым, кто изобразил новую жизнь обновленного Парижа, и стал ключевой фигурой в процессе перехода от реализма к импрессионизму.

Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в богатой семье с хорошими связями. Его мать была дочерью дипломата и крестницей шведского короля Чарльза Бернадотта. Отец был судьей, и ожидал, что Эдуард также выберет для себя карьеру в области права. В 1845 году, по совету своего дяди, Мане поступил на специальный курс рисования, где встретился с Антонином Прустом — будущим министром изящных искусств и лучшим другом.

По предложению отца в 1848 году Эдуард попал на учебное судно, ходившее в Рио-де-Жанейро. После он дважды провалил экзамен в военно-морскую академию — отец смягчился, и разрешил Мане продолжить художественное образование. С 1850 по 1856 годы Мане учился под началом художника-академика Томаса Кутюра, а в свободное время копировал старых мастеров в Лувре. Мане посещает Германию, Италию и Нидерланды, где попадает под влияние голландского художника Франса Хальса, и испанцев: Диего Веласкеса и Франсиско Гойи.

В 1856 году Мане открывает студию. Его стиль в этот период характеризуют свободные мазки, упрощение деталей и мягкие переходные тона в соответствии с текущим направлением — реализмом, предложенным Гюставом Курбе. В этом стиле Мане пишет «Любителя абсента» (1858−59) и других своих «современников»: нищих, певцов, цыган, людей в кафе, бои быков. На религиозные, мифологические, исторические сюжеты художник пишет редко. Исключение — «Муки Христовы» — в настоящее время выставлен в Институте искусств Чикаго, и «Христос с ангелами» — в музее Метрополитен в Нью-Йорке. А вот полотно «Испанская певица» восхитило Теофиля Готье, и стало первой выставленной работой — в результате, популярность Мане немного выросла.

Основной ранней работой художника считается «Завтрак на траве». Парижский салон отклонил заявку на участие в выставке в 1863 году, но Мане выставил ее на так называемом «Салоне отверженных» (Salon des Refusés) позднее в этом же году. Император Наполеон III инициировал Salon des Refusés после того как официальный Парижский салон отклонил 2783 картины.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863

При работе над картиной Мане выбрал в качестве модели Викторину Мюра, жену Сюзанну, свояка Фердинанда Линхофа и одного из своих братьев. Мюра также позировала для нескольких более важных картин, включая «Олимпию» — к середине 1870-х годов она сама стала опытным художником. Новаторство и основной замысел картины состояли в противопоставлении полностью одетых мужчин обнаженной женщине. В те времена это носило противоречивый, незавершенный, «эскизный» характер, — инновация, которой отличается Мане от Курбе.

Как и в «Завтраке на траве», в «Олимпии» Мане снова пытается перефразировать работу художника эпохи Возрождения. «Олимпия» (1863 год) изображается в стиле, напоминающем ранние студийные фотографии, но поза была основана на работе Тициана «Венера» (1538 год). Также картина напоминает картину Франсиско Гойи «Обнаженная Maхa» (1800).

Смотрите продолжение галереи работ Эдуарда Мане

Мане изначально взял холст, чтобы бросить вызов «Салону». Но его откровенное изображение самоуверенной проститутки было принято Парижским салоном в 1865 году, и вызвало скандал. Антонин Пруст писал: «только меры предосторожности, принятые администрацией, предотвратили порчу картины» обиженными зрителями.

«Олимпия» вызывала споры отчасти потому, что на «обнаженной», все-таки, были надеты небольшие предметы: например, орхидеи в волосах, браслет, лента на шее и тапочки. Но каждый из них акцентировал наготу, сексуальность и образ жизни куртизанки. Орхидеи же, распущенные волосы, черная кошка и букет цветов были символами сексуальности. Тело этой «современной Венеры» было довольно тонко — это шло вразрез с преобладающими стандартами того времени — ее «неидеальная» фигура также раздражала зрителей.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863

Плоскость картины, намеренна, она деалет обнаженное тело менее сладострастным. Полностью одетая черная рабыня — также элемент сексуального эпатажа. «Олимпия» стала предметом карикатур в популярной прессе, но ее отстаивали деятели авангарда, и значение картины было оценено целым рядом художников: таких, как Гюстав Курбе, Поль Сезанн, Клод Моне, Поль Гоген. Как и «Завтрак на траве», картина подняла вопрос о проституции во Франции и роли женщины в обществе.

Мане был старше коллег по цеху лет на 10, и почти все они считали его первопроходцем. Огюст Ренуар, например, говорил, что у Мане лучше других получалось в своих картинах «отобразить тот идеал, к которому мы все стремились». Тем не менее, он упорно не желал участвовать в выставках импрессионистов. Но только в 1879 году две его картины: «В теплице» и «В лодке» были встречены Салоном тепло. Последняя значительная картина «Бар в Фоли-Бержер» далась художнику нелегко. Он уже страдал от ревматизма и нарушения координации движений, незадолго до смерти ему ампутировали ногу. Умер Эдуард Мане в 1883-ем году на 53-ем году жизни. Хоронил его весь артистический Париж. На его могиле Эдгар Дега сказал: «Он был более велик, чем мы думали». В многолетней борьбе с критиками верными союзниками художника всегда выступали также писатели: Эмиль Золя, Шарль Бодлер и Стефан Меларме.

Смотрите окончание галереи работ Мане

Его ранние шедевры — «Обед на траве» и «Олимпия», вызвали горячие споры в художественных кругах в середине 60-х годов XIX века, и послужили толчком для появления импрессионизма. Сегодня считается, что именно они стали водоразделом, и спровоцировали появление современного искусства.