Политический театр современной Испании

Испанский театр сегодня

Ирина Родригез-Булгакова, 19 Января 2016, 20:42 — REGNUM  

Испанские писатели и драматурги, родившиеся в 40-х годах XX века и начавшие активную профессиональную деятельность в области театра сразу после смерти Франко, являются«переходным поколением» или, как его еще называют в Испании, «поколением 82 года». Активная гражданская позиция, интерес к политической проблематике и яркий индивидуальный стиль каждого из них являются главными характеристиками режиссеров этого периода. Будучи изначально представителями маргинального театрального искусства и начав работать в студенческих и независимых театрах, эта группа режиссеров постепенно консолидируется и добивается признания публики.

Одним из ярких представителей данного поколения является испанский драматург, режиссер, журналист и бывший директор Королевской Академии Драматического Искусства в Мадриде — Игнасио Аместой. Испытывая глубокий интерес к истории Испании(и активно работая в жанре документального театра),Аместой является автором многочисленных пьес, раскрывающих острые политические и социальные проблемы испанского общества. Среди них стоит выделить«Дионисио Ридруэхо. Испанская страсть», «No pasarán! Пасьонариа» и «Эдерра», неоднократно удостаивавшиеся престижных театральных и литературных премий Испании. В настоящий момент Аместой является главным секретарем крупнейшего культурного центра в Мадриде — Círculo de Bellas Artes.

В интервью Игнасио Аместой рассказывает об испанском театре в период перехода к демократии и современной театральной жизни Испании.

Игнасио, расскажите, пожалуйста, о «поколении 82 года»

Главной его особенностью является то, что представители этого поколения были непосредственно связаны с демократическими преобразованиями, проходившими в Испании в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Процесс перехода от тирании к свободе культурным сообществом переживался с особым накалом. Особенно это проявилось в студенческой среде, в университетах и в так называемых независимых театрах. После смерти Франко в обществе стали возникать определенные сомнения, — произойдет ли полное и окончательное установление демократии или нет, и «поколение 82» активно обращалось к данной проблематике. В культурных и театральных кругах существовала огромная потребность в запечатлении реальности такой, какой она была. Несмотря на это, на протяжении нескольких лет мы были вынуждены бороться с все еще существующей цензурой.

Знаковым для нас стал 1982 год, когда после попытки государственного переворота, известного в Испании как 23-F(23 февраля 1981 года заседание депутатов было прервано неожиданным появлением в зале конгресса военных ультраправого толка во главе с вооруженным полковником испанской армии Антонио Техеро. На следующий день восстание удалось подавить) к власти пришла социалистическая партия(PSOE). Для нас это был поворотный момент, когда стало возможным писать без каких-либо ограничений. При этом большинство из нас к тому моменту получило высшее образование в области театра, учитывая во многом достижения зарубежных коллег. Это нас отличало от наших предшественников, обучавшихся еще по традиционной системе, существовавшей ранее в Испании(в испанских консерваториях обучали так называемому высокопарному театру, театру-зрелищу). Наше же поколение впервые смогло напрямую встретиться с реальностью и переосмыслить то, что происходило в тот момент в Испании. Главной задачей режиссеров этого поколения становится полный отказ от вульгарности в театре. Ей на смену приходит страстное желание изучать реальную действительность и привнести в театр элемент критики. Среди моих коллег, работавших в появившихся тогда в Испании независимых театрах, я бы особо выделил Фермина Кабаля, драматурга, сценариста и режиссера, много работавшего на испанском телевидении, и драматурга и театрального режиссера Хосе Луиса де Сантоса, вместе с которым я учился в Театре-студии в Мадриде. Программа обучения там была построена на принципах театрального реализма и системе Станиславского.

Каковы были условия работы в театре(и в сфере культуры в целом) в период перехода Испании к демократии?

В течение переходного периода мы находились в ситуации балансирования между цензурой и самоцензурой. Мне вспоминается фильм«Преступление в Куэнке»(1979),снятый Пилар Миро и ставший единственным запрещенным в Испании фильмом в период перехода к демократии. Цензура на тот момент уже была отменена, но, несмотря на это, фильм не был допущен к показу, а Пилар Миро было предъявлено обвинение(фильм обличал жестокость представителей испанских военных сил и несостоятельность судебной системы в Испании). В итоге испанский зритель увидел картину лишь в конце 1981 года. После попытки военного переворота в феврале 1981 года представители военных сил все еще обладали властью в обществе(особенно в правовой среде),и, без сомнения, в тот момент для всех нас сам факт того, что военные реально могли повлиять на свободу выражения, имел огромное значение. Надо признать, что в то время испанское общество продолжал одолевать страх. После 1982 года были реабилитированы и поставлены многие запрещенные ранее произведения как, например, «Публика» Гарсии Лорки, премьера которого состоялась в Национальном Драматическом Центре в Мадриде. Там же(уже когда к власти пришла Народная партия) состоялись спектакли и вечера памяти, посвященные многим интеллектуалам Испании, жившим в эмиграции, таким, например, как Макс Ауб.

Каково главное отличие сегодняшнего испанского театра и театра в период перехода к демократии?

Театр, который мы можем видеть сегодня, — это театр потребительский, а не гражданский. В период перехода к демократии со стороны публики было желание что-то увидеть. В то же время, как я уже сказал, существовал страх. Моя пьеса«Дионисио Ридруэхо. Испанская страсть» впервые была поставлена в театре спустя более тридцати лет после того, как она была написана, именно потому что антрепренеры просто боялись ставить пьесу про такую яркую и одиозную фигуру, как Ридруэхо: для правых он стал предателем, а для левых — фашистом. Неоднозначное отношение к персонажу обозначает в Испании, что поставить пьесу будет очень сложно, поскольку в целом общество не готово к тому, чтобы вспоминать прошлое. В конечном итоге произведения, посвященные испанской Гражданской войне, обречены на провал, — их не хотят ставить как государственные компании, так и частные. Поэтому надо отдать должное смелости Эрнесто Кабайеро(директору Национального Драматического Центра Испании) за то, что он решился включить пьесу в репертуар театра. Также по стечению обстоятельств премьера«Дионисио Ридруэхо» совпала со смертью крупнейшей в Испании политической фигуры периода перехода к демократии, Адольфо Суареса, скончавшегося в марте 2014 года, и, в определенной степени, этот факт послужил признанию Ридруэхо в качестве главного предшественника испанской демократии. Но, как я сказал, думаю, что раньше общество было более открыто к восприятию, чем сегодня. Ситуация с театром в Испании обстоит так же, как и в других странах Европы: театр в настоящий момент — это продукт меньшинства.

То есть, можно ли утверждать, что сегодня в Испании нет потребности в драматических произведениях, таких как«Дионисио Ридруэхо»?

Да, на мой взгляд, у публики нет того спроса, который был ранее. К тому же спустя тридцать лет фигура Ридруэхо стала безобидной, он стал частью истории. В тот момент было важно вскрыть проблему взаимоотношений политиков и военных. Было важно раскрыть проблему столкновения молодого поколения военных с военными более старшего поколения. В тот момент обращаться к данной проблематике было рискованно.

В то же время могу сказать, что в Стране Басков я смог написать многие вещи без какого-либо давления со стороны властей и говорить о насилии, существовавшем в этом регионе. Как мне кажется, публика в Стране Басков всегда была более восприимчива к разнообразным культурным и театральным проектам. К тому же там существовали левые течения, испытывавшие интерес к происходящим событиям. В Стране Басков было осуществлено несколько интересных проектов, хотя это и не исключало определенного риска. Вспоминаю, например, актера Пачи Бискерта, который снимался в фильме«Побег из Сеговии», снятом в 1981 году Иманолом Урибе и основанном на реальных событиях(фильм рассказывает о совершенном в апреле 1976 года побеге заключенных в тюрьму участников террористической группировки ETA. Известно, что после съемок фильма к Бискерту даже приходили домой с угрозами).

С момента написания пьесы«Дионисио Ридруэхо» прошло 35 лет. Для постановки пьесы в 2014 году делали ли вы какие-нибудь изменения в тексте, меняли ли персонажи?

Я считаю, что театр должен базироваться на следующих трех основных принципах: правда, свобода и единодушие. Спустя 35 лет после написания пьесы для постановки не было изменено ни миллиметра текста. И это при том, что в разное время некоторые мои коллеги-режиссеры предлагали мне что-то поменять, но я всегда отвечал отказом. Поэтому пьеса была поставлена точно так, как была написана столько лет назад.

Игнасио, в своем творчестве особое внимание вы уделяете документальному театру, который предполагает работу с архивами и документами. Что для вас стало наиболее сложным при работе в данном жанре?

Да, действительно, документальный театр представляет для меня огромный интерес. Например, чтобы написать пьесу«Герника: крик, 1937», мне потребовалось выполнить серьезное исследование, много работать в архивах. В определенный период времени Герника стала темой-табу в Испании, и получить доступ к документам было крайне сложно. Но уже во времена правления Фелипе Гонсалеса возникла острая полемика — вступать Испании в НАТО или нет. Тогда правительство(совместно с представителями военных сил) приняло решение открыть доступ к части информации, ранее являвшейся абсолютно секретной. Помимо этого, были организованы серии встреч представителей правящих кругов с прессой, — это делалось для установления диалога между различными слоями общества. В данных условиях я, будучи журналистом, смог получить доступ к некоторым документам о бомбардировке Герники и использовать их в моей пьесе. В то же время стоит признать, что, несмотря на то, что с правлением Сапатеро тема исторической памяти получила большую важность в обществе, в Испании и по сей день существует некоторый страх выносить на обсуждение те или иные события нашей истории. Многие хотят смотреть в будущее, забывая прошлое.

Что вы думаете о политике восстановления исторической памяти в Испании?

Существуют различные точки зрения в отношении этой темы(как в среде журналистов, так и среди деятелей культуры),и остается еще много неясного. В испанском обществе хорошо известно о совершенных зверствах(многие из которых еще предстоит расследовать),но стоит признать, что в то же время отсутствует интерес в более серьезном изучении нашей истории. Ярким примером является поиск тела Гарсии Лорки — при желании его можно было найти еще давно, но — увы. Очевидно, что вскрывать факты истории является большой проблемой.

Игнасио, после Второй мировой войны какие новости поступали в Испанию о Советском Союзе?

В первую очередь стоит вспомнить такие важные политические события, как Венгерское восстание 1956 года и Пражскую весну 1968 года. Но, как известно, данные события носили негативный оттенок. С позитивной же окраской были новости, связанные с технологиями: запуск спутника и ставшая популярной во всем мире собака Лайка. Если говорить о театре, то здесь стоит вспомнить достижения некоторых советских режиссеров, а также режиссеров других стран, так или иначе связанных с Советским Союзом, как, например, театр Бертольда Брехта и Ежи Гротовского, сыгравшие большую роль для развития испанского театра. Ставший для нас настоящей революцией метод Станиславского получил известность в Испании во многом благодаря американскому актеру и режиссеру Уильяму Лейтону, одному из основателей знаменитого Театра-студии в Мадриде.

С вашей точки зрения: в искусстве спрос формирует предложение или предложение — спрос?

Без сомнения, сегодня мы видим ситуацию, когда господствует спрос. И, к сожалению, на сегодняшний день в первую очередь это спрос на развлечения, а вовсе не на то, чтобы говорить о проблемах.

Игнасио, в одном из своих интервью вы утверждаете, что театру в Испании не хватает самоотдачи и самокритики. Каким вы видите решение этой проблемы?

Безусловно, сегодня в испанском театре можно видеть отдельные постановки, носящие острый обличительный характер. Одним из ярких примеров является«Театр района», находящийся в одном из старинных кварталов Мадрида, Лавапьес. Сейчас там показывают новую постановку — спектакль«Король», написанный испанским режиссером, драматургом и актером Альберто Сан Хуаном. Это пример ярчайшей критики против бывшего короля Испании Хуана Карлоса I, а также других политических фигур, связанных с испанской монархией(среди них Франко, Адольфо Суарес и Фелипе Гонсалес). Спектакль дает пищу к размышлению над ролью монархии в Испании за последние сорок лет и ее будущем в грядущие десятилетия. Но, как я уже сказал, на фоне многочисленных коммерческих постановок данный проект, к сожалению, является абсолютно маргинальным.

Возвращаясь к вашему вопросу, я считаю, что как современная испанская политическая жизнь нуждается в большей демократии, так и театр в Испании нуждается в большей свободе и, разумеется, в большей способности к осмыслению. Думаю, всем нам стало очевидно, что западное общество глубоко погрязло в потреблении. На мой взгляд, решение кроется в образовании. Тем не менее мы видим совсем обратное: из программ учебных заведений в Испании исключили предметы гуманитарной направленности. А, как мы знаем, это неминуемо приводит к тому, что мышление постепенно атрофируется, и в конечном итоге общество окончательно теряет способность мыслить критически.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.07.16
Прокуратура требует арестовать оправданных «приморских партизан»
NB!
28.07.16
«Латвия будет на грани уничтожения, если разместит системы ПРО»
NB!
28.07.16
«Путин должен остерегаться вмешиваться в выборы в США»
NB!
28.07.16
Дела семейные: как главврач райбольницы платит зарплату себе и мужу
NB!
28.07.16
Проблеск мира, веры и молитвы на улицах Киева
NB!
28.07.16
«Экономику Еврозоны захлестнет вторая волна глобального кризиса»
NB!
28.07.16
Трамп просит Россию найти пропавшие письма Клинтон
NB!
28.07.16
Нефть уйдет к майскому «дну»
NB!
28.07.16
После паузы доллар продолжит рост в паре с рублем
NB!
28.07.16
СМИ ФРГ: «Мы потеряли Эрдогана, он хочет быть с Путиным»
NB!
28.07.16
Первый пошел: не сдавшего декларацию депутата лишили мандата в Якутии
NB!
28.07.16
«Путин стал участником предвыборной гонки в США»
NB!
28.07.16
Исинбаева: «Не смогла сдержать слез от обиды»
NB!
28.07.16
Украина подсчитала ущерб от «оккупации» Крыма
NB!
28.07.16
Трамп подвергся критике за слишком мягкое отношении к России
NB!
28.07.16
Google переименовал города Крыма в соответствии с «декоммунизацией»
NB!
27.07.16
ДНР платит зарплату сотрудникам украинской Донецкой железной дороги
NB!
27.07.16
Политический скандал в Свободном порту Ванино: суд наказал депутатов
NB!
27.07.16
Крестный ход в Киеве: На молитву за мир пришли более 10 тыс. человек
NB!
27.07.16
В Рыбинске Ярославской области хотят отменить выплаты многодетным семьям
NB!
27.07.16
Турецкое эхо в Средней Азии: угроза исламизации будет нарастать
NB!
27.07.16
Чиновники Петербурга взялись за нелегальных гидов, начав с китайских