С 4 октября 2015 по 16 января 2016 года в Базеле будет открыта экспозиция «В поисках 0,10. Последняя футуристическая выставка картин». Здесь будут представлены уцелевшие полотна знаменитых художников русского авангарда, сохранившиеся с прошлого века. Выставка станет репликой революционной экспозиции 1915 года, которая призвана была положить конец эпохе кубизма и футуризма в искусстве и ознаменовать его движение к супрематизму — раннему абстракционизму новейшего времени. Именно тогда общественности был впервые представлен знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Казимир Малевич. Супрематистская композиция (фрагмент). 1915.
Казимир Малевич. Супрематистская композиция (фрагмент). 1915.

Новую выставку организует швейцарский фонд Байелер совместно с Русским музеем Сант-Петербурга. Из 154 картин, составлявших прошлую экспозицию, сохранилась только треть. Сокровища Третьяковской галереи, Русского музея и 14 региональных отечественных музеев предстанут перед зарубежными посетителями. Также будут показаны редкие произведения из парижских, нью-йоркских и амстердамских коллекций. Директор Третьяковской галереи Зальфира Трегулова в разговоре о ценности экспозиции отметила: «Это очень интересная выставка, сильный проект. Не могу еще раз не пожалеть о том, что мы в России не стали инициаторами ее проведения здесь».

В ближайшее время в России выставку повторить не получится, так как большинство экспонируемых на ней произведений очень востребованы и их гастроли уже расписаны на годы вперед. Между тем, к столетию «Черного квадрата» в Третьяковской галерее проходит специальная образовательная программа, а 23 октября откроется выставка графики «Под знаком Малевича».

Справка ИА REGNUM:

«Последняя футуристическая выставка картин «0,10» была организована в Петрограде по инициативе художника Ивана Пуни. Название выставки «0,10» объяснялось ее создателями как последовательность чисел 0 и 10, где первое означает отсутствие предметных форм в супрематизме, а последнее-число самих художников. Позднее к ним присоединилось еще несколько творцов. Участниками выставки стали 14 талантливых российских живописцев, проявивших особое новаторство в изобразительном искусстве, и первыми проявившими черты супрематизма в своих работах. Все они были соратниками Казимира Малевича, основоположника нового авангардного направления. Выставка стала премьерой для многих знаменитых работ Малевича: художник лично вывешивал картины в ночь перед открытием, чтобы никто не смог заранее их увидеть. Так, весьма неожиданно посетителям был представлен знаменитый «Черный квадрат», который Малевич поместил в красный угол — место, где традиционно стоят иконы.