С 4 октября 2015 по 16 января 2016 года в Базеле будет открыта экспозиция «В поисках 0,10. Последняя футуристическая выставка картин». Здесь будут представлены уцелевшие полотна знаменитых художников русского авангарда, сохранившиеся с прошлого века. Выставка станет репликой революционной экспозиции 1915 года, которая призвана была положить конец эпохе кубизма и футуризма в искусстве и ознаменовать его движение к супрематизму — раннему абстракционизму новейшего времени. Именно тогда общественности был впервые представлен знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Казимир Малевич. Супрематистская композиция (фрагмент). 1915.

Новую выставку организует швейцарский фонд Байелер совместно с Русским музеем Сант-Петербурга. Из 154 картин, составлявших прошлую экспозицию, сохранилась только треть. Сокровища Третьяковской галереи, Русского музея и 14 региональных отечественных музеев предстанут перед зарубежными посетителями. Также будут показаны редкие произведения из парижских, нью-йоркских и амстердамских коллекций. Директор Третьяковской галереи Зальфира Трегулова в разговоре о ценности экспозиции отметила: «Это очень интересная выставка, сильный проект. Не могу еще раз не пожалеть о том, что мы в России не стали инициаторами ее проведения здесь».

В ближайшее время в России выставку повторить не получится, так как большинство экспонируемых на ней произведений очень востребованы и их гастроли уже расписаны на годы вперед. Между тем, к столетию «Черного квадрата» в Третьяковской галерее проходит специальная образовательная программа, а 23 октября откроется выставка графики «Под знаком Малевича».

Справка ИА REGNUM:

«Последняя футуристическая выставка картин «0,10» была организована в Петрограде по инициативе художника Ивана Пуни. Название выставки «0,10» объяснялось ее создателями как последовательность чисел 0 и 10, где первое означает отсутствие предметных форм в супрематизме, а последнее-число самих художников. Позднее к ним присоединилось еще несколько творцов. Участниками выставки стали 14 талантливых российских живописцев, проявивших особое новаторство в изобразительном искусстве, и первыми проявившими черты супрематизма в своих работах. Все они были соратниками Казимира Малевича, основоположника нового авангардного направления. Выставка стала премьерой для многих знаменитых работ Малевича: художник лично вывешивал картины в ночь перед открытием, чтобы никто не смог заранее их увидеть. Так, весьма неожиданно посетителям был представлен знаменитый «Черный квадрат», который Малевич поместил в красный угол — место, где традиционно стоят иконы.