Результаты работы миграционного центра в Новой Москве и успехи в процессе выдачи трудовых патентов иностранным рабочим по версии департамента экономической политики и развития Москвы могут быть несколько преувеличены. Такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM высказала заведующая сектором лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ, кандидат экономических наук Ольга Чудиновских.

Напомним, ранее глава департамента Максим Решетников заявил, что, по данным на конец июля 2015 года, в столице выдано почти 300 тысяч патентов. По словам чиновника, бюджет города значительно пополнился за счет новой статьи доходов: объем поступлений НДФЛ за патенты составил более 4,7 млрд рублей, что более чем в три раза превышает показатели аналогичного периода предыдущего года.

Отчет главы департамента слишком оптимистичен, в свою очередь, считает эксперт. «По данным ФМС за 7 месяцев 2015 г., доходы города от выдачи патентов по сравнению с тем же периодом 2014 г. увеличились не в три раза, а только на 70%. Произошло это вследствие того, что в несколько раз увеличилась стоимость самого патента: с 1,2 тысячи до 4 тысяч рублей. Другие же поступления в бюджет связаны тоже с введенными с 2015 года новыми расходами, которые мигрант должен понести для получения патента (оплаты экзамена по русскому языку, медицинского освидетельствования, страховки и пр.). Так что заслуга департамента здесь невелика», — отметила Чудиновских. При этом, подчеркивает специалист, речь не идет о том, что резко увеличился поток тех, кто претендует на получение этого документа, — в условиях текущего экономического кризиса, скорее, наблюдается обратная ситуация. Если сравнивать с тем же периодом прошлого года, то в Москве (и в России в целом) за семь месяцев иностранцам было выдано на 44% меньше всех разрешительных документов на работу.

Установленная Москвой стоимость патента высока, и многим мигрантам становится невыгодно здесь работать. На фоне падения курса рубля и других неблагоприятных обстоятельств дополнительные расходы для тех, чья заработная плата невелика, а таких очень много, могут оказаться не по карману. Как это скажется на экономике столицы? «Можно прогнозировать, что ряд отраслей городской экономики, в частности система ЖКХ, довольно скоро почувствуют дефицит рабочей силы», — полагает эксперт.

Чудиновских выразила сомнения в том, что организация работы городского миграционного центра заслуживает таких похвал, какие в его адрес высказывают московские чиновники. В частности, в департаменте экономической политики и московском управлении ФМС неоднократно с удовлетворением отмечали, что центр работает круглосуточно. По мнению же эксперта, это не столько достижение, сколько попытки скорректировать «в пожарном режиме» организационные недочеты, допущенные изначально. «Вообще-то ночью люди должны спать, а не ехать бог знает куда, неизвестно на чем… К тому же получается, что мы сначала много говорим о том, что городу необходимо интегрировать мигрантов, а потом сами же загоняем их, по сути дела, в гетто, чтобы якобы не раздражать их присутствием на улицах москвичей», — подчеркнула Чудиновских. Если же в дальнейшем произойдет существенный отток иностранной рабочей силы с рынка труда Москвы, не окажется ли, что бюджетные средства, вложенные в строительство центра, его инфраструктуры, гостиницы на территории и т.д., окажутся потраченными зря, задаются вопросом специалисты?

2015 год был во многом экспериментальным, «пилотным» для новой системы рынка труда в Москве. Предположим, то, что этот эксперимент практически совпал с волной экономического кризиса, не так уж плохо: недостатки организации, которые в более спокойных условиях могли бы тлеть месяцами, не встречая сколько-нибудь активного сопротивления, в нынешних обстоятельствах, очевидно, будут требовать более оперативного вмешательства — с учетом как экономических, так и социальных факторов.