15 и 16 августа москвичи смогут бесплатно познакомиться с джазовыми импровизациями лучших российских и зарубежных музыкантов: в Саду Эрмитаж пройдет XVIII Международный фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж». О том, какие звуки наполнят сцену в этом году, как фестиваль в Москве превратился в одно из самых ожидаемых событий мировой джазовой сцены и почему этому направлению музыки удается сохранять нейтралитет на фоне политических передряг в интервью ИА REGNUM рассказал арт-директор фестиваля Михаил Грин.

ИА REGNUM
Михаил Грин.

ИА REGNUM: Фестиваль проводится с 98 года, что изменилось за последние 17 лет?

К счастью, не изменилась большая часть публики. Я, надо сказать, многих гостей фестиваля за эти годы запомнил в лицо. Из года в год они приходят безо всякой рекламы и уже с июля начинают мучить меня вопросом: «Когда будет фестиваль?» Так что им надо только обозначить дату, а все остальное они уже сами сделают.

Заметно, что появилось больше молодых слушателей. Раньше молодежи было не более 30%, сейчас намного ощутимее их присутствие. Возможно, это благодаря департаменту культуры города Москвы. Ведь мы сделали вход бесплатным, и эти люди могут позволить себе прийти. Ведь, в конце концов, если ты не платишь деньги за вход, то можешь прийти послушать музыку, не понравилось — спокойно уходишь. Но я что-то особо уходящих не заметил в прошлом году, их было совсем немного.

Вообще, самое комфортное количество гостей на фестивале в саду «Эрмитаж» — около трех тысяч. А когда приходит более пяти тысяч, то около сцены становится немного тесно. Но если есть активности в других уголках сада, то люди курсируют туда-сюда, задействуя все пространство. И это хорошо, для этого мы используем всю территорию парка. Радует, что молодых людей стало приходить больше, семей. Раньше гостями были в основном, скажем так, мужчины за сорок, а теперь много молодых семейных пар. Кто знает, может кого-то из них джаз увлечет, и они дальше продолжат слушать эту замечательную музыку.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что фестиваль вырос из проекта профессионалов-энтузиастов и превратился в одно из главных ожидаемых культурных мероприятий для музыкантов и поклонников джаза?

Я уже говорил о том, как ждут этот фестиваль поклонники джаза. И с профессиональными исполнителями та же ситуация. Они рвутся на наш фестиваль, у меня очередь на два года вперед, причем, как и зарубежных артистов, так и наших. Это приятно, но мы не можем за один раз вместить всех. В день у нас выступает 5 ансамблей, больше физически невозможно. Ведь это 6 часов музыки, пусть и на открытом воздухе. Это сложно — замыливается ухо, зрители перестают воспринимать нормально композиции, устают. Из-за этих ограничений и образуется большая очередь из исполнителей. К примеру, на этот год у меня было около 50 заявок из-за рубежа. Наш фестиваль знают в Нью-Йорке, я довольно много встречался с музыкантами, всем интересно участие. Так что нас сдерживают только физические ограничения и финансовые возможности.

ИА REGNUM: Понятно. Чем любителям джаза запомнится восемнадцатый фестиваль? Что будет отличать фестиваль этого года от событий предыдущих лет?

Отвечу банально просто. Его будут отличать исполнители, потому что в этом году будут выступать совсем другие люди, не те, что выступали в прошлом. У нас вообще в программе артисты не повторяются (за редким исключением), в этом смысла нет: у нас же столько замечательных ансамблей, а уж за рубежом еще больше. А музыка… джаз он и есть джаз, что тут может кардинально меняться каждый год?

ИА REGNUM: Кого из артистов можно назвать хедлайнером этого фестиваля?

Тут можно назвать несколько человек. Во-первых, Джейсон Палмер, потрясающий трубач из Соединенных Штатов. Довольно молодой человек, которого самое известное джазовое издание в мире DownBeat назвало в числе двадцати пяти самых перспективных трубачей мира. Он будет у нас играть с квартетом Леши Подымкина, очень хорошего пианиста. Вместе они исполнят программу памяти Майлза Дэвиса. А кто такой Майлз Дэвис знают даже те, кто не знает, что такое джаз. Те же рокеры, ведь Майлз — один из первых людей, кто начал делать «фьюжн"-музыку, экспериментируя между роком и джазом.

Еще одна очень перспективная участница — Ив Корнелиус. Очень интересная соло-джазовая певица, получившая начальное музыкальное образование в церкви, как и большинство темнокожих певцов. Вы, наверное, все видели по телевидению как здорово поет хор в приходах афроамериканского населения. Госпел, спиричуалс — это все оттуда, и джаз, кстати, в период своего становления впитал все это в себя. Поэтому эти люди абсолютно органично переходят петь джаз.

Кто еще? Будет очень интересный австрийский саксофонист, Вольфганг Пушниг. Я считаю, что это один из сильнейших исполнителей не только в Австрии, но и в Европе. Он приезжает со своим ансамблем, так что нам будет что послушать. Из наших исполнителей я жду с нетерпением, что придумает выдающийся пианист Яков Окунь. В этом году он собрал нонет, то есть ансамбль из девяти участников. На всех предыдущих фестивалях он выступал как аккомпаниатор звезд американского джаза, потому что они хотят только с ним играть в Москве, это уже проверено. В этот раз он вот сказал, что хочет собрать команду и выступить с собственной программой, так что… Ну и конечно биг-бэнд радио «Орфей», в котором будет петь Анна Бутурлина, наша лучшая джазовая солистка.

ИА REGNUM: Давайте еще несколько слов о других участниках фестиваля, вот «GOOD SOUND MEN ORCHESTRA», например.

Это фьюжн, фанк. Я думаю это самая правильная джазово-танцевальная музыка для начала программы, для неподготовленной публики. Она очень ритмичная, с интересным вокалом.

ИА REGNUM: Квартет Павла Чекмаковского…

Павел Чекмаковский это, наверное, самый виртуозный российский джазовый гитарист, и этот квартет интересен тем, что он органный. Он с электроорганом, что довольно редко вообще у нас используется в джазе. Музыка будет в основном оригинальная, написана самим Павлом Чекмаковским, и несколько джазовых стандартов.

ИА REGNUM: Квинтет звезд российского джаза под управлением Павла Тимофеева.

Они играют трибьют «Посвящение Арту Блэйки». Это великий американский джазовый барабанщик, прославившийся тем, что он создавал очень ритмичную, мелодичную и запоминающуюся музыку. Кто интересуется джазом, услышат все лучшие темы Арта Блейки. А исполнять их будет, по сути, сборная российского джаза, все лучшие люди в этом секстете собраны.

ИА REGNUM: София Рубина и трио…

Софию Рубину большинство знает по «Голосу» на Первом канале, она вышла в финал шоу. Это эстонская русскоязычная певица, училась в Беркли, и у нее очень хорошее образование. Кажется, они делают программу памяти Телониусу Монку, великому джазовому пианисту. Вместе с ней выступает трио Евгения Лебедева, тоже, кстати, выпускника Беркли. И к ним присоединился трубач Джейсон Хантер, муж Софии кстати.

ИА REGNUM: Вот если говорить не о любителях джаза, а о начинающих любителях джаза, о людях которые только хотят познакомиться с джазом, то какие выступления вы бы порекомендовали?

Ну, во-первых, я стараюсь так составить программу, которая, как выражается молодежь, «не грузит». Поэтому авангардного направления тут не будет, мы готовим джазовый мейнстрим. А он легок в восприятии, его ритм и мелодичность не требуют специальной подготовки. А то, что мелодично, без труда воспринимают любой человек. Ведь, я должен вам сказать, в двадцатые годы джаз считался поп-музыкой. Все танцевали под джаз, ходили на большие площадки, они, кстати, назывались ball rooms, и там люди танцевали под джаз, под Биг-бэнд.

ИА REGNUM: История джаза в России насчитывает несколько десятков лет, но эту музыку нельзя назвать массовой. Например, если спросить обычного человека в каком-то отдаленном городе о том что такое джаз, он возможно что-то помнит, но не назовет ни одного музыканта. Как вы считаете, такая закрытость и кулуарность — это естественная ниша для этой музыки, для джаза?

Да. Абсолютно естественная ниша, да. Потому что известна джазовая статистика. По проведенным в разных странах опросам джаз могут воспринимать на слух не более 7% населения. Так что это элитарная музыка, потому что к джазу нужна подготовка. Надо отметить, что очень многие классические музыканты джаз воспринимают нормально, потому что у них изначально высокий уровень музыкальной культуры.

ИА REGNUM: У классических музыкантов иногда существует такая градация: они иногда говорят, что вот эта программа для подготовленного слушателя, а эта — для начинающих.

Я делаю этот фестиваль уже 18-й год подряд и понимаю, что нужно людям. Конечно, я стараюсь, чтобы программа была легка для восприятия, но всем угодить невозможно. Все-таки у нас уже есть своя аудитория и этот фестиваль для любителей джаза. Остальные гости — они должны послушать и понять, а вдруг им понравиться эта музыка? Тогда они придут на следующий год. Такие случаи были, я знаю массу примеров.

ИА REGNUM: Вопрос связан с тем, требует ли джаз какой-то популяризации? Может его нишевость связана с его отсутствием на телевидении?

Джаз нигде не пользуется большой популярностью. И увидеть его на ТВ можно в нескольких странах, где есть специальные музыкальные телеканалы, например, классики и джаза. Например, во Франции. В тех же штатах на массовом канале типа NBC вы его не увидите.

Меня больше волнует востребованность наших джазовых музыкантов. Джазовое отделение Гнесинки работает очень хорошо, но ребятам негде себя применить. У нас есть всего несколько Биг-Бэндов, которые можно по пальцам пересчитать. Тот же «Орфей» и еще 4−5 менее известных коллективов. Можно еще найти несколько достойных коллективов в Казани, в Ростове и все — это ничтожно мало для такой большой страны. Мне очень жалко тех студентов, которые учатся в надежде на то, что своей профессией они будут зарабатывать на жизнь. А в итоге профессия «кормит» только самых-самых известных музыкантов.

ИА REGNUM: Может быть от них самих должна инициатива исходить? От молодых людей, заканчивающих джазовые отделения?

А какая инициатива? Ты приходишь и говоришь: «Я хочу у вас играть джаз». А они говорят: «Да нет, зачем, у нас шансон будет». У нас есть одна джазовая радиостанция, которая называется «Джаз-радио». Но сказать, что это джаз … не хочу никого обижать. И если бы я ездил в машине, то, безусловно, слушал бы эту станцию за неимением других. А в принципе у них подборка очень странная. Когда Стинга вставят и считают что это джаз, это как на Фестивале Усадьба Джаз, на котором поет Агутин и его коллеги по цеху.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что история российского джаза самобытна, и происходящие в нашей стране музыкальные процессы шли в отрыве от джазовых процессов за рубежом?

Конечно. Джаз запрещали. Как говорили «От саксофона до ножа… «или известная фраза «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст», все это у нас было, уже все проходили. И, как ни удивительно, во многом это сыграло положительную роль. Ведь люди, которых интересовала эта музыка, стали слушать западные радиостанции, тот же «Голос Америки». А если говорить глобально, то джаз везде развивается одинаково, только темпы разные.

Наши музыканты ездят стажироваться, доучиваться после Гнесинского джазового отделения в Беркли. И они уезжают оттуда, потому что смысла нет там оставаться, они все это уже здесь прошли. Методология везде одинаковая.

ИА REGNUM: Не можем обойтись без вопроса о политике. Между Россией и колыбелью джаза — западом, как вы знаете, сейчас сложились не самые легкие отношения. Влияет ли текущая политическая ситуация на отношения между музыкантами из разных стран?

Нет, абсолютно. Не скажу, что джаз вне политики, но у меня пока что ни одного отказа не было. С американцами подобный вопрос вообще даже не вставал, все едут. Наш фестиваль широко известен и в Европе и в Штатах.

ИА REGNUM: Сейчас в России кризис, фестиваль уже дважды переживал такой период, в 1998 году в первый раз, и в 2008 году. Естественно, что кризис сказывается на финансовой стороне вопроса. Как удалось собрать средства для проведения фестиваля в этом году, есть ли у вас частные спонсоры, или джаз в саду Эрмитаж поддерживается из бюджета?

Да, фестиваль поддерживается из московского бюджета уже много лет, потому что считается это одним из значимых культурных московских мероприятий. У нас есть и несколько частных спонсоров. К сожалению их мало, кризис все-таки сказывается.

ИА REGNUM: Последний вопрос. На фестивале будет отдельно площадка для детей, своя детская программа. Что вы предлагаете детям? Много ли детей посещают фестиваль?

Дети ведь все равно смотрят. Они часто берут пример с родителей. Например, мой сын стал ведущим джазовых программ на радио. Я его не заставлял, он просто слушал ту музыку, которая все время звучала дома. И потом, когда появилась первая FM-радиостанция «Радио 101», он предложил свою программу «Джаз: частная коллекция». Коллекция, конечно, была моя (смеется). Скажем так, она была общая, но он правильно отметил, она действительно была частной. И я считаю, в этом был очень хороший воспитательный момент, слушая джаз, ребенок развивает музыкальный вкус.