В Архангельске с каждым годом появляется все больше памятников и скульптур малых форм. Особенно богат на городские скульптуры местный «арбат» — проспект Чумбарова-Лучинского. Автором большинства скульптур, открытых в Архангельске в современное время стал местный художник Сергей Сюхин.

Скульптура сказочного персонажа Сени Малины

Одним из самых первых на перекрестке проспекта Чумбарова-Лучинского и улицы Поморской был открыт памятник архангельскому сказочнику Степану Писахову. Бронзовая скульптура Писахова в натуральную величину протягивает руку прохожим (она так и называется «Здравствуйте, люди добрые!») и редкий прохожий теперь не пожмет ему руку. В авоське у него северная рыба — треска, камбала. Изначально на шляпе сказочника была чайка — символ Архангельской области — прилетевшая на запах рыбки. Однако, она была похищена вандалами.

Недалеко от этой скульптуры на высоком постаменте красуется скульптура под названием «Архангельский мужик». Памятник был открыт в честь 425-летия столицы региона. Сеня Малина — самый известный герой сказок Степана Писахова. Он вышел из архангельских мужиков, поэтому памятник так и назвали. Он полностью передает бытовые черты того времени. Это и подшитые валенки с заплатками, и легендарная северная шапка-ушанка, и тулупчик выручали архангельских мужиков и в лютую стужу, и в сражении.

Позднее в 2013 году к неповторимому облику сказочной Чумбаровки добавилась скульптура северного писателя Бориса Щергина. Первоначально по замыслу художника Шергин был в валеночках. Однако затем скульптор передумал. Писатель изображен за работой с пером в руке.

Автор перечисленных скульпур известный архангельский художник Сергей Сюхин на достигнутом останавливаться не стал и в год литературы на Чумбаровке торжественно открыли еще одно его произведение — памятник Козьме Пруткову. Весь процесс создания бронзовой скульптуры занял у художника около полугода. Козьма Петрович Прутков — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» выступали в середине XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. По легенде, он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвчегодска. Литературная карьера самого Козьмы Пруткова началась еще 20 января 1851 года с постановки в Александрийском театре комедии «Фантазия».

Летом 2015 года в День города на архангельском Арбате была открыта скульптурная композиция «Русским женам — берегиням семейного очага». Судьба русской женщины — ждать. Женщина ждет и прядет. На коленях у нее Евангелие, она просит Бога, чтобы ее суженый вернулся. Композиция состоит из трех фигур — женщины, ребенка и кота, символизирующего домашний уют.

Также на Набережной прямо напротив Вечного огня красуется памятник «Тюленю-спасителю жителей города Архангельска и блокадного Ленинграда». Он был открыт 6 мая 2010 года накануне празднования 65-й годовщины Великой Победы. Тюлень в годы Великой Отечественной войны спас северян от голода. Архангельск занимал второе место после блокадного Ленинграда по смертности от голода. За 1941-1944 годы в городе умерло 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный и цинготный 1942-й. На изготовление памятника из городского бюджета выделено 3,1 млн рублей. Еще около 300 тыс. рублей пожертвовали горожане.Фигура животного массой около 900 кг отлита из бронзы в Подмосковье. Высота памятника 1,4 метра. Светлый постамент символизирует льдину, а темное основание — холодные арктические воды.

Добавим, что в преддверии 9 мая в центре города, в сквере Победы, появилась очередная скульптура, посвящена она жителям Архангельска военного времени. Этот памятник был отлит на Смоленском заводе. Композиция представляет собой женщину-архангелогородку и стоящую рядом с ней маленькую девочку, которая прижимает к себе самое дорогое — куклу. В этой скульптуре автор воссоздал образ жителей города военной поры: две фигуры — два поколения — мать и дочь, которые собрались в бомбоубежище, чтобы спастись от смерти. У северной женщины в руках икона Казанской Божьей матери. Памятник займет почетное место в сквере Победы, на месте разрушенных в годы войны бомбежками домов.