Интервью об особенностях воссоздания архитектурных памятников в Чувашии

Москву и Санкт-Петербург накрыла волна псевдореставрационных работ. Под видом воссоздания памятника архитектуры на деле происходит полный его снос и построение новодела. Часто — «по мотивам произведения». О том, существует ли такая проблема и в Чувашии, ИА REGNUM рассказал директор чувашского Государственного центра по охране культурного наследия Николай Муратов.

ИА REGNUM: Коснулась ли псевдореставрационная тенденция Чувашии?

В Чувашии такого нет. Это больше проблема наших двух столиц: затягивают здание большим баннером, на котором нарисовано, что идет реставрация, а заглянешь за него — там снос, и новодел лепится.

ИА REGNUM: Но не так давно был архитектурный скандал в связи с перестройкой памятника — здания средней школы №1 — в торговый центр.

А не стали бы перестраивать — мы бы потеряли его вообще. Ремонт и реставрация здания в том виде, каким оно был на тот момент, потребовали бы около 60 млн рублей — деревянные перекрытия прогнили, по стенам пошли огромные трещины, кирпичная кладка над окнами и вовсе оказалась без перемычек. Нового собственника это никак не устраивало. Впрочем, хочу заметить, что здание являлось не памятником архитектуры, а памятником истории. И мы с новым собственником пришли к соглашению: в историческом виде оставить две стены — по ул. Ленинградская и К. Воробьевых, где сейчас размещены мемориальные доски о том, что в Великую отечественную войну здесь размещался госпиталь.

ИА REGNUM: Но есть и другой пример. Дом Кадомцева — фактический новодел. Тем не менее, его преподносят туристам как памятник гражданского зодчества XVIII века. Есть ли у нас моральное право считать его памятником?

Да, с точки зрения реставрационного дела, это — аморально и никуда не годится. Но если жизнь заставила применить такой метод? Как помните, в связи со строительством ГЭС историческая часть нашего города попала в зону затопления, и тогда было принято решение перенести на новое место особо ценные памятники гражданского зодчества, среди которых был и Крестовоздвиженский храм из красного кирпича. В конце 70-х годов натуральные камни исторических зданий были распилены, перевезены на новое место, а потом… потом просто стало не до них. Эти блоки, пролежав на улице Сеспеля пару десятков лет, превратились в щебень. И фактическая возможность восстановления осталась только для трех домов — вышеупомянутого дома Кадомцева, Соляной конторы и дома Зелейщикова.

Тут хочется отметить, что изначальное решение — воссоздать объекты гражданского зодчества на улице Сеспеля — было мудрым. Ведь именно этот косогор и является историческим центром Чебоксар. Он должен был стать «изюминкой», туристическим местом, где можно было показать, какими были Чебоксары XVIII века и какие особняки строили богатые купцы. Рассказать о том, что это был расцвет каменного строительства. А так как тогда Волга тогда была не просто водной артерией, но главной торговой улицей, то процветал каждый приволжский городишко. Но как только Петр I «прорубил окно в Европу», все это постепенно начало затухать, а пожар 1771 года окончательно подорвал экономику Чебоксар, и каменное строительство подобных шедевров прекратилось. Именно поэтому мы вынуждены были воссоздавать эти три утраченных объекта. Необходимо отметить, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия нормами действующего законодательства предусмотрена.

Справедливости ради скажу, что восстановление этих домов, действительно, пошло разными путями. К примеру, Дом Кадомцева сейчас мы видим именно таким, каким он был исторически, каким читался на старинных гравюрах — с мансардным этажом. Но еще в процессе переговоров новый хозяин поставил условие, что придаст дому лишь внешний облик, а планировку сделает такую, какая нужна ему. Или же он вообще ничего не будет строить… Ничего не поделаешь. Частная собственность. Ни рубля бюджетного там нет. И, по сути, нынешний Дом Кадомцева — действительно, лишь напоминание, что в XVIII веке было Чебоксарах такое здание.

ИА REGNUM: Но это напоминание, тем не менее, имеет статус памятника федерального значения. Есть ли смысл охранять памятники, воссозданные подобным образом?

Смысл есть. Другой вопрос — категория. Может и не стоит его ставить на охрану на федеральном уровне, а достаточно сделать его региональным и даже муниципальным. С другой стороны, согласно закону 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строения, которые представляют архитектурную ценность, могут перейти в ранг памятников через 40-50 лет после постройки. Так что, к примеру, у того же Дома Кадомцева снова будет полное право называться памятником через полсотни лет.

Но Соляную контору, к счастью, успели восстановить с использованием оригинального материала. Правда, в ее кладку ушел весь более или менее оставшийся целым кирпич разобранного Дома Зелейщикова. Но его тоже планируется восстановить. Буквально недавно Дом Зелейщикова был зарегистрирован в ЕГРП культурного наследия Минкультуры РФ с целью воссоздания внешнего облика и планировки. Проект воссоздания сделан благодаря сохранившимся фотографиям экспедиции знаменитого профессора истории Некрасова, работавшего в Чебоксарах в 30-х гг. ХХ века и выявившего этот ценнейший объект. К сожалению, по ряду причин восстановление Дома Зелейщикова на сегодняшний день застыло на этапе фундамента и 115-ти кубов кладки.

Так что у нас — в Чувашии — другая проблема — мы вынуждены были восстанавливать (и процесс еще не завершен), а точнее воссоздавать архитектурные памятники, фактически утраченные на сегодняшний день. Ведь помимо них у нас остались, в принципе, считанные единицы памятников гражданского зодчества. К примеру, дом-причта при Воскресенском храме, принадлежащий к концу XVII — началу XVIII веков. Он, к счастью, сохранился, но только благодаря реставрации, проведенной в конце 80-х годов ХХ века. Этой же эпохе принадлежит и здание по улице Сеспеля, 24. Если спуститься в нынешний подвал, видны сохранившиеся мощнейшие своды первого этажа, а вот внешний декор был весь срублен в XIX веке, в эпоху классицизма. Поэтому никто и не подозревает, что здание, где сейчас располагается медицинское учреждение, на самом деле ценнейший памятник зодчества XVIII века и ждет своего возрождения.

Еще один памятник русского барокко — Дом Соловцова. Но и он был «перестроен» в XIX веке архитектором Михаилом Коринфским с целью придания зданию классического облика. Здесь также барочный декор срубили, а в «классицизм» здание в полной мере так и не одели. Уже в наше время, при разработке проекта реставрации, ученые пришли к выводу, что Дом Соловцова все же логично возрождать в формах, какие задумал в свое время архитектор Коринфский, так как именно они для нас сейчас представляют большую ценность. К тому же есть еще один момент, из-за чего сложнее возродить первоначальный вид дома — тогда нужно будет возрождать здание в полном объеме. Это значит — откопать первый этаж, ведь сейчас под землей спрятана уже огромная часть и этого здания.

ИА REGNUM: В прошлом году резонанс вызвал пожар в бывшем Доме пионеров в Чебоксарах, которое расположено на Арбате и является объектом культурного наследия. Что с ним будет?

Здание Дома пионеров было в свое время передано в муниципальную собственность, чтобы возродить его и сделать музей города. Однако ничего не делалось лет шесть. Бомжатник был. И после пожара никаких сдвигов не вижу: у города денег как не было, так и нет.