Столешница изготовлена в технике флорентийской мозаики из смальты, что стало возможно благодаря Михаилу Ломоносову, возрождавшему это древнее искусство После реставрации в Царскосельских янтарных мастерских в Китайский дворец Ораниенбаума близ Санкт-Петербурга вернулась уникальная мозаичная консоль XVIII века, изготовленная по заказу Екатерины II специально для Стеклярусного кабинета. Об этом сегодня, 25 марта, сообщает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на сотрудников Государственного музея-заповедника «Петергоф», в ведении которого находится дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума.

Проектные чертежи выполнены на основе подобранного иконографического материала. Основываясь на опыте реставрации мозаичных столов, специалистами Царскосельской янтарной мастерской была разработана методика возрождения консоли. Этому предшествовали исследования сохранности облицовки с фотофиксацией наиболее характерных дефектов, анализ мастик, стратиграфический и микрохимический анализы, микроскопические исследования.

Работы над мозаичной консолью были начаты в Ораниенбауме в 1767 году и завершены в 1769-м. Они проводились мастерами Петергофской гранильной фабрики (подмастерья Федор Бирюков и Козьма Котельников и их ученики), уже исполнившими к тому времени мозаичный пол из смальт, панели и зеркальную раму (были утрачены в середине XIX века) для Стеклярусного кабинета Китайского дворца. Руководил работами итальянский мастер Якоб Мартини.

При изготовлении столешницы консоли применялась техника флорентийской мозаики. Однако в наборе был использован большей частью не камень, а новый для того времени материал — непрозрачное стекло или смальта. Это стало возможно благодаря Михаилу Ломоносову, возрождавшему древнее искусство стеклянной мозаики.

Аллегорическая композиция на столешнице является откликом на Русско-турецкую войну 1768-1774 годов. Здесь можно видеть две географические карты, на первой в виде свитка изображена часть владений Российской империи, на второй, изображенной в виде атласа, просматривается территория Османской империи. Идея противостояния христианских народов насаждению мусульманского ига поддержана изображением двух книг — Талмуда и Корана.

Консоль находилась в Стеклярусном кабинете Китайского дворца до 1917 года. Затем она была передана на хранение в Русский музей последними владельцами Ораниенбаумских дворцов герцогами Мекленбург-Стрелицкими. В 1977 году произведение возвращено в фонды Ораниенбаума после многочисленных ходатайств музея-заповедника.