С 23 февраля по 28 февраля в московском кинотеатре «Иллюзион» в рамках фестиваля «Белые столбы» будут показаны фильмы, прежде доступные только профессиональным кинематографистам в стенах Госфильмофонда России, одного из крупнейших киноархивов мира (наряду с Французской Синематекой, Библиотекой Конгресса США и Британским Киноинститутом). Впервые за 18 лет существования фестиваля он станет открытым для широкой публики: почти вся программа будет показана в кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион» на 35мм копиях бесплатно.

Фестиваль «Белые столбы» посвящен нескольким важным темам, ключевой из которых является тема «Искусственный человек». В этом цикле впервые в России будут показаны все шесть серий фильма Отто Рипперта «Гомункулус» (1916), предоставленного Мюнхенским музеем кино (второй показ в мире). Это первый сериал об «искусственном человеке» — предтеча «Франкеншейна», «Метрополиса» и «Альрауне». Почти век фильм считался утраченным.

В этой же рубрике состоится еще одна российская премьера — полная версия шедевра немецкого киноэкспрессионизма «Альрауне» (1928) Хенрика Галеена.

К юбилею победы в Великой Отечественной войне, кроме цветных съемок парада на Красной Площади, будет показан и документальный фильм «Освенцим» (1945). Картина, смонтированная Елизаветой Свиловой — женой и музой Дзиги Вертова, стала одним из главных обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

В рубрике «Возвращение с победой» столкнутся несколько взглядов на «подлинный конец войны». Тут и сталинский китч — «Три встречи» (1948), поставленные совместными усилиями Всеволода Пудовкина, Сергея Юткевича, Александра Птушко, Лео Арнштама и Михаила Ромма — один из самых редких фильмов эпохи «малокартинья». И канонические «В шесть часов вечера после войны» (1944) Ивана Пырьева, впервые за полвека демонстрируемые без купюр. Польский взгляд на Возвращение представлен экзистенциальной драмой Ежи Кавалеровича «Настоящий конец большой войны» (1957), венгерский — картинами Гезы фон Радвани «Где-то в Европе» (1947) по сценарию Белы Балаша и «Так я пришел» (1965) — одним из первых визуальных экспериментов знаменитого Миклоша Янчо. В рамках программы также будет показан самый титулованный фильм в истории швейцарского кино, лауреат Канн и обладатель «Золотого глобуса», «Последний шанс» (1945) Леопольда Линдтберга.

К 90-летию великого режиссера Марлена Хуциева в программу включены уникальные материалы, не вошедшие в фильм-энциклопедию «оттепели» «Застава Ильича» (1962/1965), сцены из новой, еще неоконченной работы мастера «Невечерняя» (2003-2015) и редкая копия, возможно, самого недооценённого фильма режиссера «Бесконечность» (1991).

Для любителей классического Голливуда 30-х годов в рамках мини-ретроспективы легендарной Мириам Хопкинс будут показаны циничные комедии Эрнста Любича «Неприятности в раю» (1932) и «План жизни» (1933). В этой же рубрике — «Бекки Шарп» (1935) Рубена Мамуляна: первый полноценный трёхцветный фильм. В Госфильмофонде обнаружилась сенсационная находка — единственный в мире полный нитропозитив (горючая пленка), который был специально отреставрирован к фестивалю. Самый редкий фильм рубрики — «История Темпл Дрейк» (1933), экранизация романа Уильяма Фолкнера «Святилище», известного в России по фильму Балабанова «Груз 200» и вызвавшего в США столь же громкий скандал. Копия фильма, никогда не демонстрировавшегося в России, предоставлена нью-йоркским Музеем Современного Искусства.

В минувшем году в Госфильмофонде было найдено несколько картин с участием Бэби Пегги — последней ныне здравствующей актрисы немого кино. Ей посвящена отдельная программа фестиваля.

Также на фестивале будут демонстрироваться:

• Кинопробы к «Анне Карениной» (1967) Александра Зархи; на роль Каренина пробовались Иннокентий Смоктуновский, Николай Черкасов, Евгений Евстигнеев, Андрей Попов;

• Первая ретроспектива украинского мультипликатора-авангардиста 20-40-х годов Вячеслава Левандовского (в том числе, эпатажный культурфильм с элементами анимации «Рождение человека», 1930 и шедевр объёмной мультипликации «В кукольной стране», 1941);

• Реставрация 3D-варианта сказки Александра Роу «Майская ночь, или Утопленница» (1952);

• Экспериментальная кубинская антибюрократическая сатира «Смерть бюрократа» (1966);

• Классический вестерн «До последнего человека» (1923), недавно обнаруженный в Госфильмофонде — картина, впервые прославившая Виктора Флеминга, будущего режиссера «Унесенных ветром»;

«Переполох» (1928) — картина одного из любимых учеников Эйзенштейна Александра Левшина, все фильмы которого считались утраченными;

• Сюрреалистический советский мультфильм «Гляди в оба» (1934);

• Премьера полной версии шедевра авангардной мультипликации «Винтик-шпинтик» (1927);

«Жена напрокат» (1913) — первый эстонский фильм;

«Кот в сапогах» (1938) — классический мультфильм сестёр Брумберг, впервые за 70 лет восстановленный в цвете;

«Майская ночь» (1940) — один из немногих советских фильмов, снятых по «двухцветному» методу, предтеча украинского поэтического кино;

«Гибель сенсации» (1935) — первый советский фильм о роботах;

«Опыты по оживлению организма» (1940) — знаменитые эксперименты профессора Брюхоненко, запечатлённые в редком довоенном научно-популярном фильме;

«Невеста Франкенштейна» (1935) — по мнению многих специалистов, лучший из фильмов о знаменитом Монстре в исполнении Бориса Карлоффа;

«Око за око» (2008) — последняя картина Геннадия Полоки, задуманная сразу же вслед за «Республикой ШКИД», но реализованная лишь сорок лет спустя.

Полное расписание кинопоказов — на сайте фестиваля.