В Санкт-Петербурге впервые открывается кочующая с 1996 года по разным странам Европейская биеннале современного искусства Manifesta 10. Как сообщает сегодня, 27 июня, корреспондент ИА REGNUM, для зрителей все показы и программы биеннале будут доступны с 28 июня по 31 октября, журналисты со всего мира, которых аккредитовано около 900 человек, имеют возможность первые два дня до открытия посетить Главный штаб и Эрмитаж, дабы рассказать о том, что увидят зрители.

Николь Айзенман "Это так" - в Зимнем дворце.

Европейская биеннале в Санкт-Петербурге приурочена сразу к двум датам - 250-летию Эрмитажа и 20-летнему юбилею самой передвижной выставки. Основные экспозиции проекта будут развернуты на площадках Главного штаба и Зимнего дворца. В проекте примут участие 50 ведущих современных художников - как из России, так и из других стран мира. Некоторые работы созданы специально для петербургской выставки.

"Я бы сказал, что эта Manifesta в некотором роде испытание и для музея, и для города, - сообщил журналистам директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Но в этом и интерес: очень важно увидеть насколько и каким образом все это уживется в Петербурге. Не стоит забывать, что наш город создан Петром I, и в нем всегда будет жить тот европейский дух, что вложил в него основатель". Кроме того, Пиотровский подчеркнул, что все экспонаты выставки были проверены на соответствие законодательству Российской Федерации.

Помимо основных выставок, работа биеннале будет включать в себя публичную и образовательную программы, ориентированные на широкую городскую аудиторию. Эти секции выйдут за пределы экспозиций - так известно, что одним из мест проведения публичной программы может стать территория Витебского вокзала. Куратор биеннале Иоанна Варша отмечает, что "публичная программа попытается показать диалог между неформальными объединениями и официальными институциями, те особенности, которые влияли на частное и общественное, начиная от эпохи авангарда и заканчивая постсоветской реальностью".

В Главном штабе и Зимнем дворце, а также Новом Эрмитаже уже развернуты экспозиции биеннале. Вчера многие посетители главного музея России с интересом и осторожностью вглядывались в инсталляцию Йозефа Бойса "Экономические ценности" - продукты из соцлагеря на железных стеллажах оказались среди картин XIX века, напоминая склад, созданный на случай ядерной катастрофы лет этак 35 назад, да так и забытый.

"Эрмитажный контекст создает вокруг каждой вещи набор неожиданных аллюзий, которые, пожалуй, характерны именно для энциклопедического музея с большим прошлым опытом, - пишет в каталоге Manifesta 10 Михаил Пиотровский. - Портреты десяти мужчин (известных гомосексуалистов, внесших, по мнению художницы Марлен Дюма, значительный вклад в мировую культуру, там изображены разные люди - от Петра Чайковского, до петербургского ЛГБТ-активиста Дмитрия Чижевского, потерявшего в прошлом году глаз во время нападения на офис ЛГБТ неизвестных - Прим. ИА REGNUM), могут показаться революционным вызовом. Но даже сегодня для России (а представьте себе - тридцать лет назад) их провокационный заряд куда меньше, чем у десяти портретов знаменитых евреев Энди Уорхола. Фотоинсталляция о киевском майдане напоминает о восточном происхождении слова "майдан" (площадь), о его типологической связи с Майдану т-Тахрир в Каире и наводит на мысль о превращении юга Европы в Ливан или Ливию. Особое внимание "Манифесты" к женщинам-художникам приобретает новое звучание среди мира, созданного женщиной-императором Екатериной и в соседстве с эрмитажным собранием классиков-женщин...

В непростые сегодняшние дни "территория искусства" оказывается одновременно и крепостью, защищающей его независимость, и мостом для общения и взаимопонимания. В эпоху, когда многие мосты рушатся, наш приобретает особое значение", - пишет Михаил Пиотровский.