Гатчинский музей-заповедник в этом году продолжает и начинает новые масштабные реставрационные работы. Общий объем средств, выделенных из бюджета Санкт-Петербурга на реставрацию, составил 200 млн. рублей, но музей способен освоить в три раза больше - объем реставрации велик. Как сообщает сегодня, 1 июня, корреспондент ИА REGNUM, об этом рассказала журналистам директор ГМЗ "Гатчина" Елена Гладкова.

в Гатчинском парке

По ее словам, в этом сезоне продолжатся работы на территории парка и во дворце. В частности, идущая второй год реставрация мраморной лестницы Арсенального каре, ведущей к комнатам Александра III. В этом году закончится реставрация Греческой галереи дворца. "Галерея соединяет парадные залы дворца Павла I и комнаты Александра III - ее открытие позволит создать большой экскурсионный маршрут без пересечения турпотоков, - сказала Гладкова. - В этом году мы приступаем к реставрации фасадов дворов Арсенального каре дворца".

Одним из основных объектов реставрации Елена Гладкова назвала Адмиралтейство - здание, построенное в 1790-х годах для хранения лодок и яхт и уничтоженное пожаром уже в наше время, когда в Гатчинском заповеднике был парк культуры и отдыха, остались лишь каменные остовы. В этом году будет заказана предпроектная документация музейного объекта, где планируется сохранить остатки здания, но и использовать современные материалы, в частности, стекло. "Мы не будет воссоздавать сарай для хранения лодок, это будет место для творческих занятий с детьми, - рассказала Елена Гладкова. - Планируем, что через 2-3 года мы его завершим". Пока каменные остовы Адмиралтейства служат местом временных выставок. Ныне здесь развернута экспозиция старых фотографий "Гатчинский парк в семейном альбоме" - фото дореволюционных, предвоенных и послевоенных лет из фондов музея и личных архивов горожан.

Елена Гладкова рассказала, что при помощи не столь давно организованного Клуба друзей музея удалось осуществить закупку картины "Раздел Польши", которая иллюстрирует историю Мальтийского ордена и ныне экспонируется в Приоратском дворце. В ближайшее время в Гатчину поступят 33 любительские фотографии, сделанные членами императорской семьи и спасенные немецким солдатом из пожара дворца. Вдова немца выставила фото на швейцарском аукционе, но благодаря усилиям МИДа и Министерства культуры России фото вернутся в Гатчину. Еще один гражданин Германии готов передать живописный портрет дочери Александра III - Великой княгини Ольги Александровны. Из Германии также вернется икона, подаренная супруге Александра III Марии Федоровне. Пока не удается найти решение - как можно вернуть во дворец мебель из кухонного корпуса дворца, которую в двадцатые годы минувшего века выдали в качестве зарплаты одному из сотрудников. Ныне мебель находится в московской квартире - у потомков этого человека. "Деньги не запредельные, но значительные", - говорит Гладкова о цене, которую запрашивают владельцы.

В день открытия сезона прошли первые экскурсии в недавно музеефицированной части парка Сильвии - на Ферме. Некогда это было место на берегу речки Колпанки, где еще в XVIII столетии появился скотный двор, птичник, ледник. Здание Фермы напоминало богатый усадебный дом с анфиладой комнат. Реставрация Фермы начнется чрез 2 года - после детального обследования здания, а полностью музейный комплекс будет открыт не раньше 2020 года. Но уже сейчас в залах Фермы можно увидеть предметы быта того времени, старые фотографии, Фермы и Птичника, экспозицию, посвященную императорской охоте. Как сообщила заведующая филиалом "Сильвия" ГМЗ "Гатчина" Тамара Паршкова, планируется возродить Ферму - не в императорских объемах, когда тут содержалось до 40 коров, но 2-3 коровы будут. Музею- заповеднику на прошлой неделе уже подарили двухмесячную козочку.

Самым главным открытием нового сезона стало открытие Голландских садов в Гатчинском парке - на постаменты вернулись скульптуры Амазонки, Марса, Сатира и Афины. Правда, в виде копий - оригиналы каррарского мрамора, привезенные в Гатчину во времена Павла I, хранятся во дворце. Судьба скульптур Голландских садов сложилась драматично - они не были ни украдены фашистами, ни повреждены во время войны, их довели до такого состояния, что потребовалась срочная реставрация, российские вандалы. А 18 мая 2001 года - по злой иронии в международный день музеев скульптуру Марса сбросили с постамента, и она раскололась на несколько частей. Тогда же пытались поджечь и переживший войну Павильон Венеры XVIII столетия. Скульптуры решено было убрать. И вот теперь копии заняли свое место на постаментах.