В Санкт-Петербурге сегодня, 14 января, был представлен альбом фотореконструкций Сергея Ларенкова "Война: Эффект присутствия". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, лоцман Петербургского Морского порта создает произведения, в которых прошлое и будущее Петербурга-Ленинграда-Петербурга с помощью современных технологий и мастерства фотографов прошлого и настоящего соединяются, совмещаются.

Сначала Ларенков совмещал фотографии современного и дореволюционного города, а в 2009 году впервые попробовал "увидеть" одновременно блокадный и современный город. Выложенные в Интернете фото произвели шок.

Прошлое блокадного Ленинграда - убитые вражескими снарядами и голодом люди на улицах, разрушенные дома, трогательные и беззащитные блокадные дети, защитники города - эти образы проступали сквозь современные улицы и глянец витрин, как обретшие плоть тени проявлялись среди современной благополучной спешащей толпы на Невском проспекте.

Ларенкова разыскали научные сотрудники Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, предложили принять участие в выставке, посвященной 65-летию снятия Ленинградской блокады. И, как напомнила сегодня заведующая музеем "Особняк Румянцева" Татьяна Шмакова, фотореконструкции петербургского лоцмана встали в один ряд с такими блокадными свидетельствами, как подлинник дневника Тани Савичевой, фигурировавший в свое время на Нюрнбергском процессе, вещами блокадной альпинистки Ольги Фирсовой, принимавшей участие в маскировке высотных доминант города, и другими реликвиями.

Ларенков решил продолжать фотореконструкции, посвященные Великой Отечественной и Второй мировой войне. Он побывал в городах России и Украины - Москве, Киеве, Одессе, Керчи и других, в городах Европы, создавая фотомир, когда прошлое проступает сквозь настоящее, совмещая реальности военной и мирной эпох, став, в буквальном смысле, лоцманом сквозь время.

"Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет... ", - строки Анны Ахматовой из "Поэмы без героя" вспоминаются, когда лист за листом открывается альбом Ларенкова "Война: Эффект присутствия".

Ведущим редактором издания стала петербургский писатель, редактор "Лениздата" Наталия Соколовская, которая сама является автором ряда художественных произведений о Ленинградской блокаде. Она же готовила к печати новое, вышедшее впервые без купюр, издание "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича, книгу блокадных дневников "Ленинградцы", "Человек из оркестра" - блокадный дневник музыканта Льва Маргулиса, исполнявшего в оркестре Карла Элиасберга 9 августа 1942 года Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича в осажденном Ленинграде.

При подготовке альбома Ларенкова решено было к каждой фотореконструкции подобрать сопроводительный текст и дать его на двух языках - русском и английском. Тексты подбирал молодой петербургский историк Александр Романов, сферой научных интересов которого как раз является Ленинградская блокада. Романов сообщил сегодня, что выбирались в качестве текстов отрывки из дневников, воспоминаний, интервью очевидцев и участников событий.

Трудно ли снова найти ту точку, которую когда-то более 70 лет назад нашел блокадный или военный фотограф? Ведь только снимок, сделанный с того же самого места в городе, даст возможность так ясно почувствовать присутствие времени. "Я лоцман, - говорит Сергей Ларенков, - моя задача, когда я провожу корабль, постоянно знать и чувствовать, видеть, где я нахожусь. Также и тут. Мысленно проводишь три линии, чтобы они пересеклись в одной точке, у моряков это называется - створы, совмещаю углы домов, трубы. Так соединяется время".

Иногда по несколько месяцев Сергей Ларенков искал то место, где когда-то работал блокадный фотограф. Город все же изменился. Однажды искал очень долго, где же был снят идущий в сторону фронта блокадный трамвай. Знал, что это в Кировском районе, а вот где... Изучал маршруты блокадных трамваев в этих местах, искал по разным источникам... И вдруг сам по дороге на работу увидел это место на Старопетергофском проспекте, мгновенно узнал - так упали с неба солнечные лучи и легли тени, что, казалось - время мгновенно спрессовалось, остановилось и полетело назад, открыв прошлое.

В 1975 году Юрий Трифонов в романе "Другая жизнь" писал: "...Человек есть нить, протянувшаяся сквозь время, тончайший нерв истории, который можно отщепить и выделить и - по нему определить многое. Человек... никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам. Не бог награждает человека бессмертием и не религия внушает ему идею, а вот это закодированное, передающееся с генами ощущение причастности к бесконечному ряду..."

Галина Артеменко