В Санкт-Петербурге в Мемориальном музее семьи актеров Самойловых на Стремянной улице открылась выставка "Комиссаржевские", посвященная одной из самых ярких театральных династий второй половины XIX - первой половины XX века. Об этом сегодня, 20 декабря, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В опере "Фауст".

Посетители выставки впервые могут увидеть в одном экспозиционном пространстве вещи, которые связывают выдающегося оперного певца Федора Петровича Комиссаржевского (1838-1905), его дочь - великую драматическую актрису Веру Федоровну Комиссаржевскую (1864-1910) и сына - режиссера, педагога, переводчика, художника Федора Федоровича Комиссаржевского (1882-1954).

Выставка рассказывает о наиболее значительных ролях и спектаклях, связанных с творчеством Комиссаржевских петербургского периода. Среди экспонатов - афиши и программки, множество раритетных фотографий, эскизы костюмов и декораций Добужинского, Анненкова, Судейкина, Калмакова, Сапунова - художников, сотрудничавших с Театром Веры Федоровны Комиссаржевской и принимавших участие в московских постановках Федора Комиссаржевского, редкие письма, личные вещи и прижизненные издания произведений.

Большую историческую ценность представляют сценические костюмы Федора Петровича и Веры Федоровны Комиссаржевских. Их сохранилось крайне мало. Некоторые из них будут представлены впервые: это костюм Веры Федоровны из спектакля "Холостяк" 1899 года, хранящийся в фондах Александринского театра, вещи из личного гардероба актрисы и сценический костюм Федора Петровича Комиссаржевского к роли Оттавио в опере Моцарта "Дон Жуан", относящийся к 1860-1870 годам.

Дебют Федора Петровича Комиссаржевского на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялся в 1863 году в опере Доницетти "Лукреция Борджа". Кроме зарубежного репертуара, в котором он блистал наравне с солистами итальянской оперной труппы, Федор Петрович был ярким исполнителем теноровых партий в операх русских композиторов-современников. Он стал первым исполнителем ролей Дон Жуана в "Каменном госте" Даргомыжского в 1872-м, Самозванца во второй редакции оперы "Борис Годунов" Мусоргского в 1874-м, Синодала в "Демоне" Рубинштейна в 1875 году.

Окончив сценическую деятельность и переехав в Москву, Федор Петрович Комиссаржевский занялся педагогической деятельностью. Он руководил оперным классом Московской консерватории, был одним из основателей (вместе со Станиславским) Общества искусства и литературы, созданного при Обществе Музыкально-драматического училища.

Федор Петрович стал учителем и своей дочери Веры, обладавшей глубоким, проникновенным контральто. Свои первые шаги на театральной сцене Вера Комиссаржевская сделала в оперных постановках отца, но вскоре была приглашена в драматическую труппу Синельникова в Новочеркасске. Затем выступала в Вильно в антрепризе Незлобина.

В 1896 году Вера Федоровна Комиссаржевская была ангажирована в Александринский театр, на сцене которого исполнила около 60 ролей. Одной из самых значительных в этот период стала роль Нины Заречной в премьерной постановке "Чайки" Чехова.

Но постепенно Вере Федоровне Комиссаржевской стало тесно в рамках академической сцены Александринского театра и, охваченная идеей создания театра нового времени, в 1902 году она оставила императорскую сцену. В 1904-м она открыла в Петербурге Драматический театр в помещении Пассажа, а в 1906-м - в новом здании на Офицерской улице.

К работе своего театра она привлекала известных режиссеров (Мейерхольд, Евреинов, ее брат Федор Федорович Комиссаржевский) и художников (Сапунов, Судейкин, Калмаков, Бенуа, Добужинский), обращалась к пьесам современных драматургов (Блок, Горький, Ибсен, Гауптман, Гофмансталь).

Одним из пайщиков, внесших свой вклад в создание театра Веры Федоровны Комиссаржевской, был ее сводный брат Федор Федорович. С новым для него делом он знакомился постепенно: будучи человеком широко образованным, он специально для театра сестры занялся переводами пьес известных западных драматургов, затем стал руководителем постановочной части театра и, наконец, выступил режиссером нескольких спектаклей.

Переехав в Москву после смерти сестры, Федор Комиссаржевский осуществил постановки в театре Незлобина, Большом театре, Частной опере Зимина, Малом театре. В 1910 году он организовал студию, которую четыре года спустя преобразовал в театр, дав ему имя Веры Федоровны Комиссаржевской.

Революционные мотивы, ворвавшиеся в жизнь в 1917 году, Федор Комиссаржевский трактовал по-своему. Он призывал к созданию Национального Народного театра, основанного на "чистой художественности" и утверждал, что "театральное искусство, театральный спектакль, по существу, всегда социалистичен, ибо он основан на равенстве, на единении всех творящих на сцене".

Однако летом 1919 года Комиссаржевский покинул Россию. Вместе с эмигрантами первой послереволюционной волны его имя на долгие годы было вычеркнуто из театральной истории России. На Западе его режиссерские работы в театрах Англии, Франции, Италии и США были довольно известны.

На выставке представлены экспонаты Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина (Москва), музея Александринского театра, Российской Национальной библиотеки. Экспозиция открыта до 12 апреля 2014 года.