Пристань острова Коневец, ладожские берега - год из года сюда стремятся люди, которые хорошо понимают: ни один ветер не будет попутным для человека, не знающего, к какой пристани он держит путь.

Знаменитый Конь-камень.

О том, чем особенно притягателен Остров, о программах для детей и молодых людей, приезжающих на Коневец, рассказала корреспонденту ИА REGNUM руководитель благотворительной организации "Кедр" Александра Сердитова.

Справка.

Финны называли этот остров Рантасаари - прибрежный остров. Посреди него лежит знаменитый Конь-Камень - ледниковый валун весом более 750 тонн. По легенде, в конце XIV столетия на остров прибыл отец Арсений Новгородский (причисленный впоследствии к лику святых Арсений Коневский), посчитавший такое место "пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным" и потому бесов изгнавший, после чего православные монахи возвели на вершине камня деревянную часовню...

В разные времена на Коневце бывали император Александр II (в 1858-м), писатели Николай Лесков и Александр Дюма, режиссер Владимир Немирович-Данченко. Российский архитектор Алексей Горностаев в середине Х1Х века надстроил настоятельский корпус и составил первоначальный план расширения собора.

В советские времена на острове царило запустение, а в монастырских постройках обосновалась военно-морская часть. Санкт-Петербургской епархии остров был возвращен в 1990 году, его первым после времен забвения настоятелем стал архимандрит Назарий (ныне настоятель Александро-Невской Лавры) - он же первый принял общественный благотворительный фонд социальной реабилитации и помощи инвалидам "Кедр" и приветствовал пребывание на Коневце "особых" детей.

- За девятнадцать лет вы переживали разные периоды - сложные и не слишком. Как обстоит дело сейчас?

- Ушли в прошлое времена, когда мы не знали, чем накормить детей. Сейчас проект "Кедр-Коневец" работает при устойчивом финансовом сопровождении - несколько раз выигрывали гранты из фондов поддержки некоммерческих организаций (НКО). Центр - в реестре детских оздоровительных лагерей Санкт-Петербурга. Путевки для детей из коррекционных школ и интернатов, сирот и молодых инвалидов оплачивает город. А те, кому мы изначально собирались помогать - художники, мастера декоративно-прикладного искусства, год из года занимаются с детьми.

- Ощущаете помощь города?

- Безусловно. До прошлого года город компенсировал средства из расчета 11 тысяч рублей за социальную путевку на 21 день, сейчас эта сумма выше - 19 "с хвостиком". Надо сказать, нам время от времени приходят предложения о сотрудничестве из разных организаций, но мы раз и навсегда решили, что не имеем права на коммерческий интерес. Согласиться на это, значит отодвинуть семьи, которые не в состоянии платить деньги. Слава богу, у нас в коллективе действует принцип разумной достаточности, никто не предъявляет завышенные требования к зарплате. За много лет мы прикипели и к острову, к ребятам, которые сюда приезжают, и не думаем о какой-то коммерческой выгоде.

- Многие благотворительные и правозащитные организации в штыки приняли закон о деятельности НКО - иностранных агентов - в России. Как относитесь к этому вы?

- Скажу только, что проверки денежных потоков, направляемых в некоммерческие организации, оправданы - по крайней мере, по отношению к тем руководителям, которые за счет зарубежных грантов устраивают себе безбедную жизнь. Обсуждение и осуждение подобных действий хочу оставить "за скобками" нашей беседы - все это и так понятно. А применительно к нам, уточню, что такое ведомство, как Минюст РФ, организовывало проверки неоднократно, когда нам перечисляли деньги иностранные меценаты (два года подряд, например, работали с итальянцами), и никаких проблем не возникало, претензий не было. Причина проста - честность.

- Ребята приезжают на Коневец со своими педагогами, конечно же, не случайно...

- Дуальная система, которую используют преподаватели, по своей сути означает параллельное обучение ребят определенным знаниям и навыкам. Есть постоянный штат, который работает на обеспечение, а педагоги, которые приезжают из учреждений, становятся на время присутствия на острове нашими сотрудниками. Это особенность проекта. Мы не набираем и не везем сюда сторонних людей. Принимаем сопровождающих от учреждений. Это идеально для ребят, потому что они продолжают находиться со взрослыми, знающими подход к каждому из них. Я всякий раз снимаю шляпу перед этими людьми с открытой душой.

- Традиционен ли список учреждений, с которыми сотрудничаете?

- Много лет к нам приезжают ребята из подведомственного комитету по социальной политике Петербурга детского дома-интерната №4 (Павловск), из школы-интерната для слабослышащих детей №33 и школы-интерната №1 имени К.К.Грота для слабовидящих детей, из воскресной школы Александро-Невской лавры (сотрудничаем с Центральным и Невским районами Санкт-Петербурга). Думаю, очень хорошо, что для детей от 14 до 18 лет актуальна программа временной занятости для подростков.

- Жизнь на Острове предполагает труды праведные...

- Речь идет именно о сочетании отдыха и работы, за которую ребята получают деньги. На острове, помимо тех, кто приезжает из социальных учреждений, живут так называемые условно здоровые дети - в основном они из многодетных и малообеспеченных семей. Наши, "островитяне" за месяц работы имеют возможность заработать примерно 9 тысяч рублей. Я считаю, что для любой семьи, даже не слишком бедной, это подспорье. Но важнее, что такая заплата - не благотворительное пожертвование, не халява, а честно заработанные деньги.

- Какой работой они заняты?

- Мы всерьез взялись за благоустройство, восстановление ландшафта острова по историческим фотографиям. У нас очень хороший ландшафтник, дизайнер из Ленинградской области, из Приозерска. С ее помощью практически возвращен исторический облик Игуменскому садику. Почти все там сделано руками детей. Они разравнивали землю, занимались посадкой кустарника и красивейших цветов, сверяясь с тем, как это выглядело в старину. Никто не отменяет и ежедневной работы по хозяйству.

- Центральное событие лета обычно - фестиваль "Остров Надежды"...

- Это давно сложившаяся традиция. Ребята заранее начинают готовиться к фестивалю, придумывают и отрабатывают концертные номера. Дети, живущие в детдомах соцзащиты, мне говорили даже, что едва вернувшись с Коневца, начинают думать о программе очередного лета. Наряду со знакомым составом стараемся приглашать на фестиваль и дебютантов. В этом году, например, у нас были дети из адаптационного лагеря "Китеж-град". Им на Острове все понравилось, и они понравились нам.

Справка.

Центр социально-профессиональной реабилитации подростков-инвалидов (Центр труда и отдыха молодежи "Кедр-Коневец") располагается в бывшем работном доме монастыря, построенном в 1874 году архитектором И.Б.Слупским. История центра началась 19 лет назад, когда на ладожском острове Коневец появились люди, задумавшие вместе с неравнодушными единомышленниками помогать людям творческих профессий, оказавшимся без средств к существованию.

Но встреча на острове с архимандритом Назарием, ныне владыкой и наместником Александро-Невской лавры, скорректировала их планы - он предложил создать на территории монастыря летний лагерь для детей-инвалидов и сирот, к работе в котором (так позже и произошло) могли приобщиться те, о ком благотворители могли бы заботиться.

Перед этой встречей на Коневце, в 1994 году, был зарегистрирован Региональный общественный благотворительный фонд социальной реабилитации и помощи инвалидам "Кедр".

- Что еще знаменательного произошло в этом сезоне?

- Минувшим летом произошло большое событие: на нашем островном коневецком доме появились две иконы: первая, "Спаситель с детьми", была освещена 25 июня епископом Игнатием (он вместе с епископом и настоятелем Александро-Невской лавры Назарием принял участие в торжественном праздновании дня памяти Арсения Коневского), а освещение второй - иконы Коневской пустыни - состоялось в июле. Иконы изготовлены нашими в мастерских лавры.

- Что-то можно еще назвать настоящим открытием?

- Безусловно, им для нас стал фильм-притча "Молитва за всех" Татьяны Хомутовой. Кинодокументалист приезжала на остров, беседовала с ребятами и с нашими сотрудниками. Получился потрясающий рассказ о судьбах, сложных переживаниях, надеждах и радостях "островитян". Когда находишься внутри, многое не поймешь и не услышишь. А Татьяна почувствовала, смогла разговорить своих героев. Ткань фильма, собственно, и состоит из рассказов об Острове и о личном. Мы смотрели, и плакали, например, когда на вопрос о маме, девочка просто сказала: "Она больше ко мне не приходит"... Но фильм все равно получился светлым - скорее всего потому, что у наших ребят открытые, чуткие души, и Татьяна Хомутова сумела это показать.

- Кого ждете в гости на будущий год?

- В следующем году надеемся сделать наш фестиваль международным. Хотим пригласить группу детей из Финляндии и понемногу выйти на другие контакты, расширить круг посвященных.

- Как думаете, в чем секрет удачного опыта интеграции?

- Все на острове происходит естественно. Вместе с ребятами из детдомов и специальных школ приезжают ребята из обычной школы - 232-й. Они тоже участвуют в островной жизни: скажем, в конкурсе рисунка на песке, совместных экскурсиях, каждодневных делах. Так называемые "условно здоровые дети" из обычных семей вряд ли в своей повседневной жизни задумываются об "особых", с проблемами здоровья - разве что судьба сведет с кем-то лично. А на Коневце есть простая возможность сблизиться людям из параллельных реальностей, понять друг друга, особенно чутко прислушаться к тем, чьи судьбы похожи на дождь - далеко не всегда теплый, но всегда одинаково открытый как семи ветрам, так и возможности упасть на землю или в мягкие ладони. И наладить контакт.

- На Острове такое общение происходит просто...

- Как само собой разумеющееся. Здесь, слава богу, ни у кого нет соперничества, наоборот. Если, допустим, у нас Отрадненская воскресная школа сначала привозила детей, которые были только зрителями фестиваля, то теперь они тоже практически с осени готовятся к этому событию, предлагают свои номера в программу. И, кстати, с удовольствием берут на себя обязанность после концерта устраивать костер, готовить угощение, чтобы чем-то отблагодарить всех, кто участвовал в празднике. Добавлю, что к нам много лет традиционно приезжает со своей программой театр-студия Большого университета (СПбГУ), и низкий поклон им за это.

- Наверно трудно после островной жизни снова привыкать к городской. А тем ребятам, которые приезжают из детдомов - возвращаться обратно в стены своих учреждений...

- Проблема давняя, самое главное - в нашем Отечестве нет четко выстроенной системы сопровождения, поддержки тех, кто, имея ограничения по здоровью, хочет и мог бы работать. Всем понятно, что такой человек с интеллектом, мобильный, активный и на открытом рынке труда имеет шансы устроиться. Особой тревоги эти люди не вызывают. Но есть другие, наиболее нуждающиеся в помощи. Они, возможно, что-то могут, но не адаптированы - требуются специальные программы, а главное, системный подход к обучению. Вместе с тем, те, кому адресованы программы квотирования рабочих мест для инвалидов, к такому процессу чаще всего не готовы. Система выстроена таким образом, что процветает иждивенчество. Приходит ко мне человек и говорит: "Могу у вас поработать без оформления - хочу продолжать получать пособие". Сама система не готовит людей к активной жизни.

- Что надо сделать, на ваш взгляд, чтобы изменить ситуацию?

- Думаю, наряду с медицинской поддержкой, должна действовать специальная программа для мастеров, которые будут заниматься с подопечным не месяц, не два, а столько, сколько понадобиться - столько, сколько нужно, чтобы человек научился что-то делать кондиционно, чтобы на выходе был годный для продажи продукт. Причем педагог должен быть обеспечен зарплатой. Иначе во взаимодействии ученика с учителем не будет правды и пользы. Наставнику даже с большим, добрым сердцем неизбежно придется разрываться между учеником и необходимостью заработать какие-то дополнительные деньги.

- Центр на Коневце развивается, в чем испытываете потребность...

- Нам нужна современная спортивная площадка со специальным покрытием - это наша мечта - ребята с удовольствием играют в футбол и баскетбол. В оформлении нуждается и беседка, где мы собираемся все вместе. И еще бы хотелось, чтобы кто-то нам подарил "уазик" на ходу, пусть списанный, но не "убитый".

- Работа у вас продолжается и после летнего сезона на Коневце, в мастерских Александро-Невской лавры. Какие бы дела вы назвали наиболее значимыми?

- В рамках празднования 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры мы провели Всероссийский конкурс детских художественных работ "Русь моя светлая". Тема была такой: "Солнце земли русской - князь Александр Невский". В жюри поступило больше 670 работ. Что наиболее важно, в нем участвовали как "особые", так и "обычные" дети.

- Возвращаясь к острову Коневец: он по-прежнему принимает или не принимает людей?

- Мы убеждены, что препятствия у человека, который стремится на Остров, но у которого возникают некие непредвиденные преграды: дела или какие-то форс-мажорные обстоятельства, не случайны. По легенде, даже святому преподобному Арсению не сразу удалось причалить к берегам Коневца. Остров живой, на его пристань можно и в первый раз, и повторно ступить только при попутном ветре. Верим, а в общем-то и годами проверено, что это чаще всего удается людям с чистой душой и добрыми помыслами.

Беседовала Евгения Дылева