Санкт-Петербург: веерам российских императриц дали новую жизнь
Москва, 27 августа, 2013, 17:37 — ИА Регнум. В Санкт-Петербурге в
В музее рассказали, что наибольшую ценность в царскосельской коллекции вееров представляют произведения XVIII столетия, интересны также предметы XIX века - прежде всего французского производства.
Сложную работу выполнили мастера московской компании "Феномен" - коллектив художников-реставраторов под руководством Натальи Синицыной.
"Всем веерам мастера придали экспозиционный вид. Некоторые произведения веерного искусства в буквальном смысле слова обрели новую жизнь. Веера отличаются многообразием форм, конструкций и декоративной отделки, поэтому их реставрация требует знаний особенностей различных материалов, приемов работы со старыми тканями, бумагой, костью, а также владения техниками резьбы, полировки, золочения, вышивки, миниатюрной росписи", - рассказала хранитель коллекции, старший научный сотрудник ГМЗ "Царское Село" Елена Калугина.
Складной веер c экраном из шелка и шелкового газа, украшенный металлическими пайетками, с остовом из рога, с инкрустацией в технике пике, изготовленный в парижских мастерских в 1880-1890-х годах, великолепно восстановила реставратор Олеся Попова.
Чрезвычайно сложную реставрацию веера с бумажным экраном, сочетающего живопись, кость и ткань, украшенного многофигурными композициями со сценками из китайской жизни, с пластинами из дерева, покрытыми двусторонней орнаментальной росписью цветным лаком, безупречно выполнила Алевтина Шулинина.
Реставратор высшей категории Лариса Гетьман с виртуозным мастерством реставрировала несколько предметов русской работы, в том числе - веера с экраном белого кружева, остовом из перламутра, украшенного монограммой МФ под короной (возможно, принадлежал императрице Марии Федоровне). Высокое искусство она продемонстрировала при воссоздании крупного фрагмента лицевой пластины ажурного костяного веера: только цвет отличает новую деталь от оригинальных пластин.
По каждому вееру в лаборатории технологической экспертизы были составлены заключения на основе технико-технологических исследований, позволившие уточнить материалы, химический состав отдельных компонентов, определить точную дату создания веера и сделать предположения о месте его производства. Для отдельных предметов коллекции были проведены комплексные микробиологическое и микологические исследования для разработки мер по защите произведений веерного искусства.
Напомним, что в 2011 году уже были отреставрированы 18 вееров из собрания музея-заповедника.