Завершению реставрации панно на станции метро "Киевская" Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена был посвящен брифинг, состоявшийся 22 августа. "Самым сложным при реставрации было поймать настроение того времени", - рассказал корреспонденту ИА REGNUM художник-реставратор Михаил Симагин.

"Современное искусство более лаковое, более авангардное, искусство того времени отталкивалось от жизни, - считает художник. - Поэтому очень сложно было поймать выражение лиц, воссоздать портретный ряд". Симагин уверен, что его коллегам удалось справиться с этой непростой задачей. "Оно не производит впечатления новодела", - отметил он.

Непростым был и сам процесс работы: художники трудились непосредственно в вестибюле станции под грохот поездов. Перед началом работы было проведено укрепление основы, на которой держится изображение. Старый металлический щит был усилен, была сделана новая гидроизоляция. Параллельно в творческих мастерских "Китеж" шла работа над восстановлением самого изображения. Как показал анализ фотоматериалов, с 1953 года, когда была открыта станция "Киевская-радиальная", панно неоднократно подвергалось вмешательству без документальной фиксации и соблюдения технологий. В результате часть элементов картины была утрачена, краски потускнели, силуэты стали менее четкими.

Реставраторы выполнили полномасштабную копию панно на картоне, поместили его в нише вестибюля станции, произвели корректировку цвета с учетом освещения и лишь после этого приступили к воссозданию изображения в первоначальном виде. Как рассказал Михаил Симагин, техника росписи близка к фреске, но в данном случае использовались краски на стеклянной основе, которые обычно применяются при художественной отделке фасадов. Такое покрытие позволяет поверхности дышать и не допускает переизбытка влаги, таким образом изображение становится более долговечным. "Лет сто простоит", - заверил художник.

По словам заместителя начальника управления рассмотрения документации и контроля проведения работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы Евгении Мироновой, реставрация заняла полтора года, финансирование осуществлял Московский метрополитен. Украинская сторона в этой работе участия не принимала. Как пояснила чиновница, "как-то не пришло в голову просить финансирования у Украины", а в художественном плане московские реставраторы обошлись своими силами.

Напомним, художественное панно "Народное гуляние в Киеве", созданное в 1953 году в честь 300-летия присоединения Украины к России, обрушилось 2 октября 2010 года. Причиной стало нарушение гидроизоляции, которое привело к деформации металлического щита, на котором крепилось изображение. В итоге панно растрескалось и обвалилось. Специалисты творческих мастерских "Китеж" воссоздали панно в первоначальном виде, вернув ему все элементы изображения, краски и позолоту.