В Санкт-Петербурге давно наряду с широкоэкранными залами с их темнотой и тетенькой-биллетершей появились альтернативные кинотеатры. Сегодня креативные пространства, бары, антикафе и даже магазины устраивают свои кинопоказы, где зрители запивают увиденное чашечкой кофе, а после титров не покидают кресел. Не удивишь жителя культурной столицы ни ночными показами, ни кинотеатрами под открытым небом - такое происходит в Петербурге и в выходные, и в будни.

В ночь с 19 на 20 июля около одного из разводных мостов Петербурга - Троицкого - удивлялись всем городом. Виной тому - "Мульти-мост Санкт-Петербург - Амстердам". Крыло Троицкого моста со стороны Эрмитажа превратилось в экран площадью более 400 квадратных метров. Импровизированный кинотеатр охватил огромную площадь Санкт-Петербурга (экран был виден с нескольких "туристических" точек центра города - Марсова поля, от Летнего сада и с Дворцовой набережной) и распростерся чуточку дальше - за две тысячи километров в столицу Нидерландов. На Magere Brug ("Тощий мост"), связывающего берега реки Амстел в Амстердаме, смотрели те же мультфильмы, что и в России.

В мультитеатре на Троицком мосту каждая деталь была необычна. Вместо удобных кресел - зеленый газон на Марсовом поле, газеты на холодом асфальте Суворовской площади и каменные подоконники архитектурных шедевров на Дворцовой набережной. Вместо попкорна - китайские небесные фонарики, которые петербуржцы запускают чаще, чем успевали бы отправлять в рот кусочки воздушной кукурузы. В "зал" можно заезжать прямо на велосипеде, разрешается громко разговаривать, петь, ходить на голове, не запрещена видео- и фотосъемка. Места наполовину переполнены виртуальными людьми: они устроились поудобнее на улицах Амстердама. А связывает жителей двух городов телемост - возможность пообщаться в режиме реального времени с помощью современных технологий. Цена билета на такой показ - приятная угроза для здоровья: несколько часов без сна и состязание с ветром.

​Перед началом показа люди в толпе играли в "города", пританцовывали от холода, шутили - как всегда в Петербурге в ожидании зрелищ. Хлеб самые предусмотрительные принесли с собой.

​Кто-то занимает место поближе к экрану, но как это обычно бывает в кино, первый ряд заполняется лишь наполовину. Только одна влюбленная парочка изменила закону последнего ряда - целуются прямо у подножия разведенного моста. Большинство уселись в середине - на Марсовом поле: на газонах некуда яблоку упасть.

​В толпе слышна иностранная речь - о чем-то горячо спорят немцы. А вот разгуливает в поисках удобства парочка пожилых заморских гостей, совсем не похожих на русских бабушек и дедушек: иностранца можно почуять за версту - по одежде, выражению лица, взгляду и раскрытому от удивления рту.

​На экране появляются рисованные мультики из России и "пластилиновые" из Голландии - все на одну тему - "Жизнь в большом городе". Июльской ночью в детство возвращаются взрослые. Детей в общей массе зрителей можно пересчитать по пальцам. Это не удивительно - время позднее, да и мультики совсем не детские. Главный четвероногий герой "Собачьей жизни" устал от дефицита внимания и отношения хозяев к себе, как к предмету интерьера.

​Бурную реакцию вызывает клип на "свежую" песню Бориса Гребенщикова, выпущенную в 2013 году, со съедобным названием "Хавай меня, хавай". И голодные зрители "схавали": на огромном экране уже показывают другую картину, а люди в толпе все подпевают Гребенщикову. Лица взрослых освещаются - светом экрана и искренними улыбками родом из детства.

​В самый разгар мультипликационной вечеринки Троицкий мост "соединяют" с Амстердамом. Неполадки со связью длиною в целый мультфильм и долгожданное "Привет, Петербург!" от креативного директора фестиваля "KLIK! Amsterdam" Ивонн ван Ульден и "Привет, Амстердам!" от президента международного арт-форума "graFFFest" Светланы Петровой. И снова неполадки. "Главное, что мы друг друга видим", - подбадривает зрителей Светлана Петрова. Но на экране видна лишь непроглядная амстердамская ночь и пятнышко огней на мосту Magere Brug. "Главное, вы с нами, мы это знаем!" - обращается организатор "Мульти-моста" к Амстердаму.

​И Петербург дальше принимается смотреть мультфильмы. "Мы оделись, как эскимосы! Теперь счастливы, что пришли сюда, а не остались спать дома", - говорят на Суворовской площади. А вот на Марсовом поле мерзнут: толстое кольцо дрожащих выстроилось вокруг вечного огня. В Амстердаме сейчас, по прогнозам синоптиков, на целых 6 градусов теплее. Наверное, поэтому после первой вспышки связи, в ходе которой успели только поздороваться, стало теплее. ​Около 3-х ночи зрители начинают расходиться. Неужели конкурс на лучший анимационный вирусный фильм о кошках "КотЭ на МостЭ" останутся смотреть только хвостатые обитатели питерских крыш?

​"Мульти-мост" - изюминка арт-форума graFFFest - международного street & public арт-форума, который стартовал в Санкт-Петербурге 9 июля. Основная тема арт-форума - синтез уличного и цифрового искусства, как художественных практик. В этом году graFFFest впервые проходит одновременно в 2 странах мира - России и Нидерландах. Организатор форума - Благотворительный фонд "Мультивидение" при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Года Нидерланды - Россия 2013, Посольства Королевства Нидерланды и России.

​Показы мультфильмов и видеоарта на разведенных мостах были придуманы и разработаны художником Светланой Петровой и командой фонда "Мультивидение". Впервые такая акция прошла в 2007 году.