ИА REGNUM Новости продолжает цикл фоторепортажей ''Покинутая Армения'' - своеобразный призыв к спасению культурного наследия армянской нации. Состояние знаменитого монастыря Кобайр, расположенного в северной - Лорийской области Армении, прекрасно отражает отношение властей к истории руководимой ими страны.

В первую очередь, к Кобайру невозможно добраться на автомобильном транспорте. Более того, невозможно самостоятельно найти к нему тропу... К счастью, местные жители всегда с удовольствием выступают в роли проводников для туристов. Кобайр - одно из самых фантастических мест в Армении. Даже зная наперед, что в этом храме находятся наиболее древние из сохранившихся в Армении фрески, при взляде на них невозможно сдержать эмоции.

Главная церковь монастыря построена в 1171 г. князьями Кюрикянами. Позже монастырь был куплен Захаридами. При них в 1279 г. была построена колокольня, выполнявшая впоследствии роль усыпальницы, и ряд других сооружений. Среди них выделяется небольшая церковь, расположенная рядом с главным храмом. В ней вся западная стена и часть южной заняты изображениями девяти мужских фигур в светских костюмах, а также одной женщины и одного мальчика (все под арками), направляющихся к восточной стороне, где рядом с апсидой изображен воин, вероятно св. Георгий. Эти одиннадцать ктиторов, как бы семейный портрет, возможно, младшей ветви Захаридов, имевшей большие владения по реке Дебед, над которой стоит Кобайр. Фрески на единственной сохранившейся стене главного храма производят еще большее впечатление. На некотором удалении от основного комплекса, справа и слева по склону сохранились другие монастырские сооружения.

Напротив Кобайра расположен город Туманян. Он назван в честь легендарного армянского писателя Ованеса Туманяна, который родился в селении Дсех, неподалеку отсюда.

Как сообщалось в предыдущих репортажах цикла ''Покинутая Армения'', с начала девяностых годов Грузинская православная церковь (ГПЦ) начала проводить активную политику по присвоению армянских церквей, находящихся не только на территории самой Грузии, но и в самой Армении, в частности, в Лорийской области. Более того, синод ГПЦ основал епархию в этой части Армении, предъявив претензии на ряд храмов. По словам исследователя армянской архитектуры Самвела Карапетяна, армянские халкидонские церкви давно утратили свои приходы и не действуют, но их архитектура полностью доказывает армянское происхождение.

Состояние Кобайра вызывает содрогание: его купол разрушен, вследствие чего уникальные фрески испытывают на себе всю силу влияния сурового лорийского климата. Из стен храма растут огромные кустарники и ромашки... И, наконец, картина была бы неполной без традиционного ржавого крана... Стоит отметить, что именно плачевное состояние халкидонских храмов Армении становится козырем для грузинской стороны в попытках присвоения святынь...Однако армянские власти и церковь это, по-видимому, мало волнует.

Подготовил Ашот Погосян, фотографии автора