В начале 2009 года вышла в свет книга митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) "Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года" Как сообщили 4 января корреспонденту ИА REGNUM в информационно-издательском центре Калужской епархии, в период своего служения в Америке Владыка Климент часто посещал Аляску и уже тогда для него стали близкими и интересными история этой земли и неразрывно связанная с ней история развития там православия.

Предваряет книгу обращение к читателям ныне почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором он пишет об удивительных путях промысла Божьего в утверждении на той далекой северной земле учения Господа Иисуса Христа. В течение нескольких десятков лет после открытия этой земли до неё добирались лишь предприимчивые русские купцы, да отважные мореходы - на легких парусных судах, без карт и навигационных устройств. Они и были первыми, порой невольными, православными миссионерами для местных жителей. Когда же Аляску впервые посетили западные путешественники, то они уже, подчеркивает Патриарх Алексий, "застали там русских, которые вместе с туземцами совершали христианские молитвословия по восточному обряду": "Русские купцы стали и первыми ходатаями о строительстве на Аляске православных храмов и назначении священников-миссионеров. В ответ на их просьбы в Русскую Америку была отправлена первая духовная миссия, а через несколько лет Святейший Синод принял решение о назначении на Аляску первого епископа".

Так на этой земле затеплился огонек православной веры. Президент Российской Академии Наук, академик Юрий Осипов в своем вступительном слове к книге митрополита Климента подчеркивает большую научную содержательность этого труда, который создан на основе не только опубликованных, но и вновь открытых, неопубликованных источников, впервые вводимых в научный оборот. Это, в частности, путевые заметки и походные журналы миссионеров, их дневники и письма. Хронологические рамки работы весьма обширны - от середины XVIII века до 1917 года. Однако, отмечает Осипов, научность труда, активное цитирование архивных документов "не засушивает" работу, но, напротив, "пробуждает интерес к чтению дальнейших страниц": "Вместе с Берингом читатель открывает Аляску, вместе с Шелиховым начинает её освоение, вместе с монахом Германом проповедует православную веру".

Возникает вопрос: почему Владыка Климент обратился к истории давно минувших лет, чем она может быть интересна для нас, людей XXI века? Ответ на этот вопрос в словах Патриарха Алексия, сказанными им во введении к этому труду: "Книга митрополита Климента рассказывает о христианском подвиге, о торжестве истины в любых условиях, о величии в малом. И хотя в ней идет речь о далекой истории, она весьма современна, и человек XXI века может найти в ней обширный материал о благодатных плодах православной веры. На её страницах множество живых повествований и свидетельств очевидцев, из которых явствует, как архиереи, священники, монахи, миряне были соработниками Божиими в создании Церкви в стране, ничего не знавшей о Христе, как каждый их них вносил вклад в это великое дело". Вот почему, современному читателю не только интересно, но и так важно знать и понимать, как этот труд осуществляли миссионеры в далекой чужой земле, которым, по словам митрополита Климента, "предстояло научиться совершать свое служение в новых обстоятельствах, без административной поддержки, в стесненных материальных условиях и в непосредственном соприкосновении с инославными проповедниками".

Несомненно книга митрополита Климента будет интересна как специалистам, так и всем, интересующимся историей Русской Церкви и Православия в Америке.