В ночь на 25 декабря в Кабардино-Балкарии на 91-ом году жизни скончался народный артист Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный деятель культуры Адыгеи, лауреат международной премии Мухадина Кандура Зарамук Кардангушев, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Зарамук Карпдангушев известен как фольклорист и литератор.

Свою первую драму "Каншоубий и Гуашагаг" он написал еще будучи студентом ГИТИСа. Она стала не только его дипломной работой, но и первой кабардинской пьесой, которой Кабардино-Балкарский государственный драматический театр начал свой первый сезон. Примечательно, что авторский гонорар этой пьесы молодой драматург, находясь на фронте, перечислил в фонд создания танковой колонны для борьбы с немецкими захватчиками. Кардангушев стал автором первого и единственного перевода на кабардинский язык уникального труда кабардинского просветителя Шоры Ногмова "История адыхейского народа".

На протяжении всей жизни он занимался сбором и систематизацией нартских сказаний, пословиц, поговорок, старинных песен и инструментальных наигрышей. Он участвовал в первой фольклорно-этнографической экспедиции, занимавшейся сбором героического нартского эпоса, старинных кабардинских песен, сказаний, легенд, пословиц и поговорок. За работу в коллективе авторов над первым изданием свода "Нарты. Кабардинский эпос" и за заслуги в развитии национальной драматургии ему присвоили звание "Заслуженный деятель искусств КБАССР".

Вместе с известными учеными Алиевой и Гадагатль он работал над академическим изданием тома "Нарты. Адыгский героический эпос". Велика заслуга Кардангушева в создании уникальной этно-музыкальной антологии "Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов" - многотомного собрания истории становления национальной адыгской науки об устном народном творчестве.

Зарамук Кардангушев являлся не только составителем сборников старинных и современных адыгских народных песен, но и неутомимым пропагандистом самобытных образцов песенной культуры народа. Сохраняя старинную, исконно адыгскую манеру исполнения, он великолепно владел интонационной формой, что позволяло ему донести до сознания и души слушателя смысл песни, воскрешая события давно минувшего времени.