Официальный Минск "поддерживает тесные контакты" с "новыми властями" Украины, легитимность которых не признаёт Россия. Об этом 26 марта заявил Александр Лукашенко в интервью украинской телепрограмме "Шустер Live".

Оценивая события на Украине, Лукашенко провёл параллели с Киргизией, экс-президент которой (Курманбек Бакиев) бежал в Белоруссию и ныне проживает под Минском под его личным патронажем. Лукашенко обратился к "прецедентному праву" (характерному для англосаксов, но не для правовых систем постсоветских республик), отметив: "Россия может что угодно сейчас говорить в отношении власти на Украине. Я привел параллель. Важны опять прецеденты и интересные параллели. Совсем недавно, два года назад по-моему, в Киргизии произошли те же события".

"Странно, но официально и убито было столько - где-то 100-107 человек, насколько я помню. Стреляли снайперы - всё это было, как сейчас на Украине. Ну и что? Да, мы, собравшись в СНГ, официально все заявили о том, что это был неконституционный переворот, это неконституционный захват власти был. Мы это записали, мы это формализовали, это де-юре прозвучало. Ну и что? Мы сегодня сидим за одним столом, принимаем решения с той властью, которая таким же образом пришла - с теми людьми, которые таким же образом взяли власть в Киргизии. Чем здесь отличается ситуация на Украине? Абсолютно аналогична, абсолютно! Это, во-первых. Во-вторых: ну, а что, из того, что легитимна эта власть и мы её не признаем, или признаем, что от этого изменится? Есть ценности выше - Украина и народ Украины. Сегодня это реальная власть, которая принимает решения, которая начинает действовать. И действовать эффективно - правильно или не правильно, но начинает действовать".

"Поэтому: что, мы дальше будем делать вид, что этого не существует? Тогда встает вопрос (вы сказали - Путин, Лавров): почему Лавров встретился с министром иностранных дел Украины? Что, он просто за дружеской чашкой чая поговорил? Встретился. Это я к тому, что всякое можно говорить, потому что в таких событиях, в такой неразберихе, чехарде некогда порой даже подумать. Поэтому да, можно не признавать эту власть, - продолжил Лукашенко. - Я прямо сказал, изначально контактировал со многими фигурантами вот этой революции на Украине. После революции я с Кличко по телефону разговаривал. Через посла мы поддерживаем очень тесный контакт с Турчиновым - исполняющим обязанности президента. Я думаю, что в ближайшее время мы встретимся для того, чтобы обсудить ситуацию там и, главное - как выстраивать дальше отношения. Мы же соседи".

"Хоть с дьяволом надо разговаривать, лишь бы не произошло худшего", - добавил Лукашенко. "Я знаю, допустим, Турчинова - мы в Гомеле, во времена Ющенко, мы встречались с ним в Гомеле, и Турчинов был, по-моему, вторым человеком в этой делегации - вполне вменяемый человек, мне понравились его рассуждения тогда. Да, он, может быть, и излишне националистичен, но он не призывал ни к войне, ни к штурму и прочему, мы обсуждали экономические вопросы. Почему я не могу с ним встречаться и обсуждать эти вопросы? Поэтому я против этого подхода: "Мы не признаем и всё". Ничего, время лечит - признаем. Тем более, что на пороге президентских выборов на Украине - дай бог, чтоб нормально прошли и так далее".

"Что касается Януковича: ну какой он для меня президент? Ну какой он президент? Ну, вот последнее его выступление: "Товарищи, господа, я жив, я здоров, я главнокомандующий Вооруженными силами". Сразу вопрос: "А где твоя армия?", Поэтому президент должен быть со своим народом - как бы ни было тяжело, что бы с тобой, даже если завтра в тебя будут стрелять и тебя убьют - твоя судьба такая. Ты, значит, должен принести себя в жертву. А как же? В резиденции сидеть, упиваться своей властью, а когда трудно - тогда сбежать? Нет, я этого не признаю".

"Поэтому когда в Раде звучат голоса о том, что президент Янукович самоустранился от исполнения своих обязанностей и сбежал - ну что против этого противопоставить? Знаете, я не хочу, чтобы все подумали, что Лукашенко вот такой перевертыш - вчера дружил с Януковичем, а сегодня так говорит. Я его осуждаю как друга. Вот как хотите меня, так и понимайте, - подчеркнул Лукашенко. - Президенты не должны так поступать! Если не с кем воевать - бери ружьё, иди один! Убьют - ну все будем там, рано или поздно. Но ни твоим друзьям, ни твоим родственникам, ни твоим сыновьям за тебя стыдно потом не будет! Вот мой подход".