Россия переживает период фундаментального расхождения между собственным общественно-государственным устройством, исторической миссией и логикой внутреннего политического дискурса. Вопиющим сигналом, свидетельствующим о беспрецедентном и совершенно недопустимом уровне отклонения внутриполитической повестки от реальных проблем и задач, стоящих перед страной, становится постепенный переход откровенно маргинальных лозунгов и технологий в поле реальной и легитимной политической борьбы. Процесс этот получил слишком серьезную динамику, чтобы игнорировать его или же относиться со снисхождением, присущим родительскому отношению к шалостям собственных детей.

Маргинальные и пагубные идеи становятся практическим предметом федеральной предвыборной кампании одной из ведущих политических сил страны, угрожая гражданскому миру. Националистическая, а порой и откровенно шовинистическая, риторика покидает локальные границы, обретая масштабный информационный, агрессивный и наступательный характер.

Анализируя судьбы расколотой уже де-юре Грузии, российские политики и политологи зачастую не без оснований винят в этом само грузинское общество, пошедшее на поводу у националистической элиты. На митинге у Дома кино в столице Грузии 10 июля 1989 года "лидеры грузинской нации" Звиад Гамсахурдиа, Мераб Костава и другие скандировали: "Долой гнилую Российскую империю!", "Грузия - для грузин!", "Грузинам должны быть предоставлены все привилегии!" и пр. Результаты не заставили себя долго ждать - война и кровь захлестнули страну, все, кто не считал себя грузином, а соответственно не мог рассчитывать на привилегии, взял в руки оружие и разрушил не "гнилую Российскую империю", а саму Грузию, представляющую собой по национальному составу и в тот период, и сейчас кавказскую мини-империю, как характеризовал ее Андрей Сахаров. Как известно, в Грузии в общей сложности говорят на 23 языках из 6 различных языковых семей.

"Российский империализм" и сегодня служит жупелом для большинства национальных элит постсоветского пространства. Парадокс заключается в том, что эксплуатируя антиимперскую риторику, эти элиты - кто частично, кто полностью - встроены в схемы удовлетворения интересов такой мега-империи, как США. Интеграция в другой имперский проект - Европейский союз - объявлена приоритетной стратегией большинства постсоветских республик. В ожидании "спасительного" включения в уже внешне не очень благополучный ЕС, многие из них обложили себя долгами и обязательствами на многие десятилетия вперед.

Но если западные империи, добившись коллапса и разрушения своего стратегического соперника - СССР, планомерно включают в сферу своего влияния его бывшие окраины, Российская империя, будто стесняясь своей имперской истории, усиленно отрицает ее и отступает, играя по навязанным ей правилам. "Демократические империи", перешагнув Кавказ, учат правилам своей игры среднеазиатские диктатуры, когда надо, впрочем, вполне "демократичные" для выгодного диалога по покупке газа или размещению военных баз.

Военно-транспортный коридор НАТО протянут по всему протяжению российской границы и внутри нее самой. Россия же тратит миллиарды долларов на коммуникационный газовый обход зоны своих собственных приоритетных интересов (так и не признанных Западом таковыми) - Украины и Белоруссии. Уже только по этому факту можно судить о сложившейся степени реального "славянского единства", к которой, в частности, взывает мой друг и коллега Владимир Зотов. В статье "Станет ли Белоруссия частью Большой русской нации" Зотов приходит к выводу, что фундаментом сближения России и Белоруссии может быть только "русскость"...

Шире имперскую задачу ставит Владимир Путин, инициировавший Евразийский союз, куда, как следует из заявления Нурсултана Назарбаева, войдет и Казахстан. В случае с этой страной "русскость" уже никоим образом фундаментом сближения не выступает, здесь действуют (пока действуют) иные механизмы взаимного притяжения - гораздо более тонкие и присущие реальной Империи.

Но в состоянии ли Россия сохранить и развить эти механизмы, позволяющие соседним малым странам и народам относиться к ней как к империи, несущей культуру и безопасность? Текущее положение вещей позволяет очень серьезно сомневаться в этом. Тогда, может, другие центры распространят на Кавказ и Среднюю Азию стабильность и порядок, а Украине с Белоруссией обеспечат процветание? Может, без России им будет спокойнее и комфортнее жить? Что происходит в России и что ожидает ее соседей, если она окончательно откатит к своим границам и, гонимая дальше - вглубь себя, начнет действовать асимметрично - в ущерб и соседям, и себе.

В глобальной империи - России - представлены целых 14 языковых семей. Государственным является русский язык - один из имперских фундаментов, открывающий каждому, кто близок по духу России, - доступ к великой культуре и цивилизации - Русской цивилизации. Именно этого доступа пытаются лишить граждан Грузии американцы, всемерно способствующие своему ставленнику Саакашвили завозить ежегодно в свою страну тысячи преподавателей английского языка. И это для США сегодня гораздо важнее, чем делать вид, что они хотя бы заметили новый гениальный метод борьбы с политическими конкурентами, недавно презентованный президентом Грузии. Он просто лишает их гражданства - за сутки, сразу после их появления на политическом поле.

А что же в России? "Мы - за русских, русские - все" - предвыборный лозунг одной из парламентских партий, билборды которой развешаны по всей Москве. Лидер партии, отвечая на вопрос, а кто же русские, заявил, что под словом "русские" подразумеваются те, "кто говорит на русском языке". Сложно представить, какого результата на выборах добилась бы какая-нибудь германская партия, если бы ее лидер заявил, что все, говорящие на немецком языке граждане для него являются немцами. Такого маразма себе и представить трудно. Что же это, если не языковой фашизм? Читатель скажет: ну - это "оратор" известный, его слова не стоит воспринимать столь серьезно.

Проанализируем тогда другую, еще более актуальную и серьезную ситуацию. В ответ на арест в Таджикистане летчиков зарегистрированных в оффшорной зоне Британских Виргинских островов самолетов АН-72, которые принадлежат базирующейся в Дубае Rolkan Investment LTD, президент России Дмитрий Медведев заявил, что Москва ответит Душанбе "симметрично" или "асимметрично" в зависимости от дальнейших действий таджикских властей, хотя те и являются партнерами! Примечательно, что о начале судебного процесса над двумя летчиками, одним из которых оказался гражданин России Владимир Садовничий, ИА REGNUM сообщило ещё 13 октября 2011 года, то есть почти за месяц до выступления российского президента в их защиту. Но еще интереснее то, что, по признанию генерального директора Rolkan Investment LTD Валерия Пфефера, к тому времени Садовничий и его эстонский коллега Алексей Руденко успели просидеть в СИЗО аж полгода! Более того, Пфефер уже тогда информировал о факте задержания летчиков посольство России в Душанбе, правда, сделал это в письменном виде - опустив жалобу в ящик для писем, поскольку трое суток безуспешно пытался добиться личного приема. То есть информация об аресте российского летчика и офицера, волею судеб перевозящего НАТОвские грузы в Афганистане, дошла до президента РФ из партнерского Таджикистана всего-навсего за полгода, да и то благодаря СМИ. Тем не менее, "асимметричный" инструмент современной российской внешней политики - глава "Роспотребнадзора" Геннадий Онищенко - среагировал на президентский намек мгновенно. Буквально на следующий день он обнаружил, что "в последнее время" (интересно насколько длительное?! или всё переменилось за сутки?) у трудовых мигрантов из Таджикистана выявляют много случаев заболевания ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. "Естественным в данном случае выходом может стать рассмотрение вопроса о полном запрете на использование трудовой миграции из этого государства, до решения вопроса о создании там хотя бы минимальных условий здравоохранения", - сообщил Онищенко.

То есть, если бы таджикские власти не посадили летчика Садовничего, "заразные" мигранты так и продолжали бы спокойно приезжать? В свою очередь, глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский заявил 11 ноября, что в настоящий момент 297 граждан Таджикистана ждут высылки из России. При этом официальный орган правительства России - "Российская газета" - со ссылкой на дипломатический источник подчеркивает, что выдворение таджикских мигрантов - "асимметричный ответ России на арест российских летчиков". Это, надо полагать, газете потребовалось, чтобы немедленно, со скоростью Онищенко, отчитаться об исполнении новых президентских намёков. Но вот как удалось ФМС предугадать президентские намёки до их произнесения и заранее поставить 297 таджикистанцев в режим ожидания того момента, когда поступит команда на "асимметрию", - можно только удивляться.

В самом Таджикистане уже трубят о фактах массовой депортации таджиков из России и грозят ответной "асимметрией", например, как заявила парламентарий Галлия Рабиева, "поставить вопрос о дальнейшем пребывании российской военной базы в этой стране и функционировании космического центра "Окно" в Нуреке". В свою очередь лидер Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухиддин Кабири проводит аналогии с российско-грузинскими отношениями: "Нынешняя ситуация напоминает ситуацию между Россией и Грузией, которая сложилась несколько лет назад. Но не стоит забывать, что Грузия тогда имела мощную поддержку в лице Запада". Действительно, Таджикистан не пользуется поддержкой Запада. Но надолго ли? Сдерживающим Душанбе фактором здесь уже давно является Иран, а не Россия, оттянувшая своих пограничников с таджикских рубежей Империи и еще не получившая подпись Рахмона о пролонгации сроков дислокации военной базы.

Но аналогия, которую проводит Кабири, имеет две оборотные стороны. Если для таджиков и грузин конфликт их стран с Россией уже обернулся или обернется неминуемыми и тяжелыми финансово-экономическими потерями из-за снижения потока "мигрантских трансфертов", то для России применение таких инструментов борьбы с соседями, а, тем более, партнерами несет катастрофический урон ее имперскому началу, а значит и самому существованию. Само обсуждение возможности высылки грузин или таджиков в ответ на действия Саакашвили или Рахмона - ущербный, совершенно губительный подход. Это попытка решить внешнюю проблему страны, проблему её внешнеполитической импотенции за счёт себя самой, за счёт того, что строит единственно заметное, минимальное материальное благополучие. Попытка наказать соседа, отрезав себе руку.

Можно ли себе представить, чтобы в ответ на арест гражданина США в Армении, американские власти начали депортировать армян? Или кого бы депортировала Россия, если бы Садовничий был арестован в Пакистане? И почему Россия не депортирует из Москвы граждан США, тоже наверняка иногда болеющих заразными болезнями, в ответ на арест тоже российского гражданина Виктора Бута? Напротив - стоило главе МИД Лаврову заикнуться, что Россия будет защищать Бута, как его одёрнул не выступающий без веского повода помощник президента Медведева по внешней политике Сергей Приходько, от имени России уверив своих друзей в Вашингтоне, что целиком поддерживает их в борьбе с криминалом, даже если обвиняется гражданин России, и никаких претензий по делу Бута не имеет. Так кто тут у нас определяет принципы внешней политики? Почему "асимметричные" меры столь беспринципны, то есть применяются только против стратегических партнеров по ОДКБ и стран "Русской цивилизации"?

Решать свои внешние проблемы за счёт себя и своего политического капитала - это самое опасное, что может позволить себе империя. "Русские марши" под лозунгом "Хватит кормить Кавказ" - из той же серии, жалкие попытки решить проблемы Кавказа - не на Кавказе, а в Москве, в рамках Садового кольца, закрывшись от соседа в туалетной комнате, под громкую музыку о величии. Но проблемы надо решать там, где они реально развиваются: таджикские - в Таджикистане, а кавказские - на Кавказе.

Результативность в данном случае целиком и полностью зависит от набора существующих инструментов. Как показывает опыт США, действенным инструментом усиления влияния на национальные государства может стать интеллектуальная, организационная и даже финансовая поддержка диаспор этих стран, живущих внутри самой Империи. Например, еврейская, армянская, турецкая и даже иранская общины в США организованно и активно, правда с разной долей результативности, используются при формировании американской внешней политики в отношении соответственно Израиля, Армении, Турции и Ирана. Специальные группы поддержки интересов этих стран в Конгрессе США ретранслируют требования и чаяния этих общин, весьма редко не исходящие из интересов внешней политики Вашингтона. Ведь общины в свою очередь тесно сотрудничают со спецслужбами. А если и бывают накладки, то Госдеп США все равно решает все по-своему. Но главное, никакого внутреннего конфликта, а тем более репрессий. Национальная община должна быть уверена, что Империя действует во благо ее Родины. Как мы помним, грузинская община России в большинстве своем была на стороне Саакашвили, - не только потому, что разделяли его лозунги о величии Грузии, но и потому, что многие грузины опасалась "асимметричных мер" против самих себя внутри России. То же самое с таджиками. Говорят они при этом по-русски или нет - мало что меняет. Еще меньше меняет то, что же на самом деле делали в Афганистане российский и эстонский летчики на самолете с Виргинских островов, и какой груз они несанкционированно вывезли оттуда.

Осталось ответить на вопрос, что происходит на окраинах Империи, пока Россия "смотрит в себя"? О "демократической Грузии", потерявшей свой национальный колорит и четверть территории, но зато усиленно изучающей английский язык, уже сказано выше. О Белоруссии с гаснущим "экономическим пульсом" и растущим национализмом, о ментально расчлененной и теряющей транзит Украине, о растворяющейся Молдавии в румынской империи и собственном политическом хаосе - тоже написано много. Об Армении, вынужденной в "шахматном цейтноте" думать, как бы добиться открытия границы с Турцией, но при этом не быть задушенной в ее объятиях. О странах Средней Азии, с ужасом обсуждающих, что будет после вывода коалиции НАТО из Афганистана, но при этом послушно строящих коммуникации подпитки и инфраструктуры доступа в Афганистан. Только за последние несколько лет мы стали свидетелями целого ряда деструктивных событий и процессов - от бойни в Оше и Андижане до астрономического роста объемов наркотрафика. Дело дошло до терактов в Казахстане - среднеазиатской гавани стабильности и будущем члене Евразийского союза, претендующем разместить у себя его столицу. Центробежные тенденции идут тогда, когда слабеет притяжение центра. В случае с современной Россией оно будет продолжать слабеть до тех пор, пока Москва вновь реально не ощутит себя центром Империи, а русский народ - историческим и культурным объединителем, центром притяжения, а не проигрывающим внешнюю и внутреннюю борьбу и от того агрессивным этносом, представителем нацменьшинства, постыдно проверяющим своих мать и отца на "чистоту крови". Электоральный результат лозунга "Мы - за русских. Русские - все" совершенно не будет свидетельствовать о национальной консолидации и силе России, а наоборот - будет отражать уровень деградации объединительной Имперской силы русского народа, степени его страха.

Выход один. Россия должна окормлять свои народы, а не прикармливать их элиты. И тогда народы преумножат ее блага, обогатят ее культуру и искренне встанут на ее защиту, а не будут в ужасе толпиться вокруг своих национальных вождей и идолов, специально взращенных на Уолл-Стрит, или одичавших от масштабов награбленного и в страхе перед собственным народом правящих по 20 лет за счет репрессивного аппарата.