В борьбе за высший государственный пост Киргизии участвуют шесть кандидатов, в том числе действующий глава государства, баллотирующийся на второй срок, Курманбек Бакиев и единый кандидат от оппозиции, бывший премьер-министр Алмазбек Атамабев. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с главой комитета киргизского парламента по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека, членом партии "Ак Жол" Зайнитдином Курмановым.

ИА REGNUM: Как в целом вы оцениваете ход предвыборной борьбы?

По сравнению с предыдущими годами, нынешние выборы проходят в относительно стабильной политической обстановке. Нарушения были, есть и будут еще долгое время. Мы живем не в Западной Европе, а на постсоветском пространстве. Задача власти состоит в том, чтобы провести максимально честные и прозрачные выборы, и я думаю, что власти старались сделать это. С точки зрения исторической ретроспективы предвыборная кампания проходит относительно спокойно. СМИ предоставили все точки зрения, никаких препятствий для размещения информации не было, серьезные нарушения практически отсутствовали. А если и что-то было, то это местная инициатива лиц, желающих услужить. Здесь лежат личные выгоды и карьерные соображения. На местах, действительно, перегибы бывают, и с ними надо жестко бороться, поскольку такие услуги никому не нужны.

Для действующей власти, которая за последние 2 года сделала для народа много позитивного, такая помощь не нужна. Почему я говорю о последних двух годах, а не о четырех, потому что первые 2 года были полным хаосом. Сейчас люди устали. За эти 2 спокойных года, в которые президентствовал Бакиев, сделано много. Это подтверждают и статистика, и наблюдения самих граждан.

ИА REGNUM: Какой результат выборов вы считаете наиболее вероятным?

Курманбек Бакиев и Алмазбек Атамбаев относятся к категории политических тяжеловесов. На постсоветском пространстве обычно побеждают именно тяжеловесы. Все-таки то, что человек прошел все ступени карьеры, побывал на всех должностях, вызывает большое доверие. Остальные кандидаты - люди, которые пришли из разных сфер, не имеющих отношения к управлению страной. Я думаю, что их шансы на победу минимальны.

В основном борьба будет разворачиваться между тяжеловесами. И с большим отрывом победит действующий президент. Скорее всего, все закончится в первом туре. Даже если посмотреть на количество потраченных на предвыборную борьбу средств, то даже у Атамбаева, вложившего около 200.000 долларов, не возникает иллюзий, что он победит. Сумма же взноса Бакиева в 4-5 раз превышает сумму основного конкурента. А это, как вы понимаете, два разных уровня возможностей.

Кроме того, мало, что в оппозиции произошел раскол, они ведь даже своим основным кандидатам не доверяют. Серьезная борьба, на мой взгляд, может развернуться только на следующих выборах, когда закончится срок действующей власти. Но я думаю, что нынешняя оппозиция не доживет до следующих выборов, конечно, в политическом смысле.

ИА REGNUM: Какова вероятность того, что следующие выборы тоже могут состояться до срока?

В нашей стране может быть всякое. Только тогда, когда мы достигнем политической, конституционной и экономической устойчивости, можно будет говорить о стабильных проектах. Но нынешние выборы не досрочные, у досрочных иные параметры и иные процедуры. Это прошлые были при форс-мажорных обстоятельствах, когда мы вынуждены были провести досрочные выборы.

ИА REGNUM: Какой путь развития страны вы видите в дальнейшем? Исламская страна? Монархия?

Та модель, которая есть сейчас и которая прописана в конституции, наиболее популярна и лоббирована: светское демократическое государство. Подавляющее большинство стран либо стремится к демократии, либо уже ее достигло. Историческая тенденция говорит, что надо идти путем демократического развития. Опыт не должен быть повторением чьих-то демократий, должна создаваться своя модель, которая учитывала бы исторические и ментальные особенности, как, например, в Японии. За демократию нужно бороться, создавать соответствующую систему образования, культуру, обратиться к нашему историческому наследию, учитывать наше географическое, геополитическое положение.

ИА REGNUM: А что вы скажете относительно идеи сделать из Киргизии исламское государство?

На территории Киргизии ислам всегда имел свою специфику. По моему убеждению, исламские ценности нужно соединить с тенгрианством, и наша задача как раз состоит в этом. По-моему, шаманство и исламские ценности хорошо сочетаются. А сейчас приходит ислам арабского толка. Бездумное копирование и западных, и арабских ценностей идет во вред нашему национальному самобытному культурно-историческому развитию. Конечно, необходимо учитывать опыт других стран, иначе можно законсервироваться, а мы должны идти вперед, только вперед.

ИА REGNUM: Как Бакиеву удалась собрать столь крупный избирательный фонд?

Я думаю, что около 1 млн. долларов - это некрупный фонд, по московским масштабам, это вообще не деньги.

ИА REGNUM: Остальные кандидаты не собрали и половины, потому что не имели возможности или не хотели рисковать?

У нас все хотят въехать в рай на чужом горбу. К примеру, если я не вкладываю средства, значит, я не верю самому себе. Для многих это просто шанс как-то проявить себя в жизни, чтобы потом сидеть в селе среди аксакалов, которые будут почтительно говорить, что он был кандидатом в президенты, но ЦИК его зарубил. Это наши традиционные киргизские "выкрутасы", впрочем, имеющиеся у всех народов, которые не прошли до конца стадию патриархатчины. И чтобы такого не происходило, нужно ставить цензы и назначать денежные штрафы.

ИА REGNUM: Какова вероятность того, что после выборов оппозиция устроит акции протеста и насколько они могут быть крупны и значимы?

Оппозиция, на мой взгляд, в тайне надеется, что это может произойти, но это рассчитано на авось: авось произойдет, авось - нет. Все дело в том, что эту избирательную кампанию оппозиция провела бездарно.

ИА REGNUM: В чем ее ошибка?

Ошибка та же, что и во времена царя гороха, - критика. А президент выбрал стратегию созидания, проектирования, внятно и доходчиво предлагал альтернативы, различные национальные проекты.

ИА REGNUM: Чем президент Бакиев для рядовых избирателей лучше президента Атамбаева?

Бакиев более-менее известен, он все-таки на политической сцене уже 4 года. Люди увидели в нем простого человека, производственника, не чинушу. Человека, который может что-то делать, ставить и решать задачи. Он сумел собрать хорошую команду. Бакиев уже серьезный политик, уже без бумажки такие речи закатывает...

Он обладает мудростью и опытом. Более того, на сегодняшний день в киргизской политической элите Бакиев является олицетворением мудрости и нелегкого политического опыта. Он оказался более перспективным и более дееспособным даже, чем наш академик Акаев. А Атамбаеву в его возрасте надо быть другим, нельзя быть вечно маленьким ребенком. Он в политике лопочет детским языком. Ему не хватает устойчивости, стабильности. Атамбаев, как мальчишка, бегает, машет флажками туда-сюда... Такому лидеру за собой повести трудно.

ИА REGNUM: Оппозиция в Киргизии хотя бы теоретически может прийти к власти законно?

В Киргизии де-факто оппозиции, в классическом понимании, нет, есть критически настроенные личности. Их только интересует проблема трудоустройства. Власть и оппозиция должны взаимодействовать ради блага народа, а не по принципу: "кто не с нами, тот против нас". А у ныне существующей оппозиции психология большевистская. Если они придут к власти, то будет море крови.