В Верховном Суде Карачаево-Черкесии после длительного перерыва возобновился процесс по "делу Каитова". Участники процесса приступили к допросу свидетелей со стороны защиты обвиняемых, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в ночь с 10 на 11 октября 2004 года на даче зятя президента КЧР Али Каитова было совершено убийство семерых жителей КЧР - 34-летнего депутата Расула Богатырева и его друзей. Тела убитых были вывезены в горы и сожжены в заброшенном шурфе. В причастности к совершенному преступлению обвиняются 16 жителей республики.

Из них в убийстве (ст.105 ч.2УК РФ) обвиняются 8 человек: Алий Каитов, его друзья Герман Исмайлов, Тамерлан Бостанов, Азамат Акбаев, телохранители Каитова - сотрудники ЧОП "Афина" Дмитрий Давыдов и Константин Романенко, сотрудники ОВО МВД, охранявшие дачу в ночь убийства, Станислав Ильинский и Николай Соболев.

В укрывательстве тяжкого преступления (ст.316 УК РФ). обвиняются: сотрудники ЧОП "Афина", Нюр-Ахмат Салпагаров, Михаил Шульженко, Игорь Пуненков, Валерий Шеховцев, Евгений Орлов, завхоз каитовской дачи Николай Федарец, сотрудник вневедомственной охраны Анатолий Шульга и его командир отделения ВОХР МВД КЧР Николай Дремлюк.

Адвокат Али Каитова - Борис Кузнецов, настаивает на полной невиновности своего подзащитного и всех обвиняемых, за исключением Темирлана Бостанова и Азамата Акбаева. Последним, по мнению адвоката Кузнецова, можно инкриминировать лишь превышение допустимой самообороны: "Они применили оружие перед угрозой нападения со стороны группы вооруженных людей, приехавших на дачу Каитова с целью совершения убийства". Ошибка подсудимых, считает Кузнецов, состояла лишь в том, что они неадекватно отнеслись к произошедшему - вместо того, чтобы вызвать милицию и все объяснить, обвиняемые спрятали тела погибших.

Главным виновником трагедии Борис Кузнецов назвал убитого депутата парламента Карачаево-Черкесии Расула Богатырева, который якобы собрал группу парней, вооружил их и приехал на дачу Каитова "разобраться" с давним недругом - Темирланом Бостановым. (Бостанов был в числе друзей Каитова отмечавших в эту ночь на даче рождение дочери Германа Исмаилова). Именно во вражде Темирлана Бостанова и Расула Богатырева, по утверждению господина Кузнецова истинная причина трагедии: "Между убитыми и Каитовым не было причин для личной неприязни - никто из них не был акционером Химического или Цементного заводов, не был компаньоном Каитова и не имел имущественных или других претензий к моему подзащитному. Более того, Каитов был приятелем Богатырева. Вечером перед убийством Богатырев крепко выпил и вспомнил старые обиды. Депутат звонил Каитову, тот передавал трубку Бостанову, и они ругались по телефону. В тот вечер депутат пообещал Бостанову разобраться с ним".

"История о том, как ругались Богатырев с Бостановым по телефону Каитова придумана, чтобы избежать объяснений, о чем говорили Каитов и Богатырев за несколько часов до убийства, (распечатки звонков между телефонами Каитова и Богатырева были приобщены к делу- ИА REGNUM ) - заявил корреспонденту ИА REGNUM адвокат пострадавшей стороны Владимир Постанюк, - а история о давней вражде Бостанова и Богатырева уводит процесс от истинных мотивов преступления. Между тем у Каитова были мотивы для совершения преступления. Есть свидетели, готовые их озвучить, но я пока не намерен раскрывать их имена, чтобы оградить их от возможного давления со стороны группы поддержки подсудимых".

Свидетели Арасул Богатырев и Мурат Узденов (первый - близкий родственник, второй - давний друг убитого депутата) показали суду, что вечером 10 октября они выпивали в одной компании с Расулом Богатыревым в ресторане "Шеш-Беш".

По их показаниям, Богатырев был вооружен. Когда Расул Богатырев расплачивался с официанткой, свидетели заметили пистолет, торчавший из расстегнутой барсетки депутата. Арасул Богатырев заявил, что из барсетки торчало дуло никелированного "стечкина", а Мурат Узденов уверен, что это был вороненый "макаров".

Наличие пистолета у депутата подтвердил и охранник дома Богатырева - Шамиль Боташев, но по его показаниям у Богатырева был вороненый "стечкин".

Свидетель Рашид Боташев рассказал суду, что перед поездкой депутата на дачу Каитова он сам грузил в багажник автомобиля Богатырева сумку с оружием, в которой находились два гранатомета "Муха", три автомата Калашникова и три пистолета. Однако, на вопрос адвоката Постанюка, в какой момент он видел оружие, если сумка по его словам была плотно закрыта, свидетель ответить не смог.

Второй охранник дома Богатырева - Умар Калмыков признал на суде, что тоже помогал грузить оружие в автомобиль депутата. В отличие от Боташева, он видел, как из расстегнутой сумки торчали две трубы гранатометов и два приклада автоматов. Нахождение ночью в доме депутата сразу двух охранников вызвало у родственников Богатырева недоумение. Как заявил корреспонденту ИА REGNUM дядя убитого депутата: "Охранников всего было трое, и дежурили они по одному, сменяя друг друга по утрам".

Расхождение в показаниях очевидцев Владимир Постанюк считает следствием плохой подготовки свидетелей к процессу заинтересованной стороной: "Прошло много времени, какие-то мелочи могли быть упущены или забыты, но показания свидетелей расходятся в очень важных деталях, определяющих их подлинность. Хочу отметить, что никто из свидетелей на предварительном следствии не упоминал о том, что у Богатырева было оружие. Теперь их показания изменились".

Отец одного из семерых убитых Осман Байчоров считает, что все участники процесса подвергаются давлению за пределами Дома Правосудия: "Арасул Богатырев был близким родственником Расулу, а Мурат Узденов дружил с ним более десяти лет. Богатырев им помогал, они обязаны ему многим. После того, как друзья дали показания против Расула, мать депутата упрекнула их в короткой памяти. Узденов ответил, что у него не было другого выбора".

Адвокат Каитова Борис Кузнецов так объяснил изменение показаний свидетелей: "Когда их допрашивали следователи генпрокуратуры Богатырев и его друзья считались пропавшими. Не было ясно живы они или нет. Это обстоятельство объясняет сдержанность показаний,. узнав, что Расула нет в живых, свидетели стали говорить правду", - считает адвокат.

Сцену убийства суду рассказал двадцатилетний бармен Александр Виноградов, обслуживавший на даче Каитова и Богатырева в ночь трагедии. По свидетельству Виноградова, депутаты сидели за столиком под навесом и дружески беседовали: "Вначале пили водку, затем дважды заказывали чай. Стало холодно, Каитов распорядился, чтобы Богатыреву принесли плед. Когда за воротами (там где стояли автомобили с ожидающими Богатырева друзьями), раздались автоматные очереди, Каитов спросил меня: "Шурик, что случилось?". Из - за ворот вышел Темирлан Бостанов и быстро подошел к столику, в руках у него был пистолет. Богатырев сидел к Бостанову полубоком и заметил его не сразу. Увидев у Бостанова пистолет, Богатырев потянулся рукой за пояс. Тот в свою очередь выстрелил дважды в Богатырева. Депутат упал, под его спиной раздался металлический лязг. Каитов испугался, вскочил и упал на диван, что-то крикнул на карачаевском языке Бостанову. Тот приказал мне выключить уличное освещение и убираться с дачи". Водитель Каитова Роман Горлов показал, что когда началась стрельба, он выбежал во внутренний двор дачи и увидел раненного в ногу охранника из ЧОП "Афина" Нюр-Ахмата Салпагарова. Когда Горлов отвозил его в больницу, Салпагаров сообщил ему, что стрельбу начали из автомашин, где сидели где сидели приятели Богатырева.

Владимир Постанюк, адвокат пострадавшей стороны напротив, считает, что Горлов сам того не желая дал показания в пользу пострадавших: "Горлов хотел дать показания в пользу Каитова, но анализ этих показаний в нашу пользу. Раненный Нюр-Ахмат Салпагаров не мог передвигаться самостоятельно. Место, где по утверждению Горлова лежал раненный Салпагаров, исключает попадание в него пули, выпущенной из автомобилей друзей Богатырева, так как между ними был каменный забор".

Свидетель Рашид Темрезов - друг Али Каитова заявил на суде, что 10 октября на дачу он приехал в одном автомобиле с Каитовым. Бостанова с ними не было, тот находился в другой машине. "Время, когда друзья подъезжали к кемпингу совпадает с зафиксированными звонками между телефонами Богатырева и Каитова, - комментирует показания адвокат Постанюк, - значит, Али Каитов не мог передавать телефон Бостанову. Свидетельство Темрезова разрушают версию защиты подсудимых о телефонной ссоре между Богатыревым и Бостановым и последовавших за ней трагических событиях".