Захват школы в Беслане - как это было
Северная Осетия, 3 сентября, 2004, 23:09 — ИА Регнум. 1 сентября около 8 ч. утра во время проведения торжественной линейки, посвященной началу нового учебного года, боевики, прибывшие на двух машинах, захватывают в заложники учащихся средней школы №1 в Беслане (Северная Осетия), а также присутствовавших родителей и родственников школьников. В суматохе нескольким десятком человек удается убежать. 15 человек укрываются в здании отдельно стоящей котельной, откуда их через несколько часов выводят под прикрытием военных.
В момент захвата школы присутствовавшие поблизости милиционеры пытаются оказать сопротивление. В перестрелке один из боевиков убит, есть убитые и раненые и среди участников линейки.
Террористы загоняют пленников в школьный спортзал. По первым данным, боевиков около 15 человек, в том числе две женщины. Данные о количестве заложников колеблются от 200 до 400 человек.
Как только становится известно о захвате школы, в Беслане создается оперативный штаб, руководящий операцией по освобождению заложников. К 11 ч. утра вокруг школы выставляется оцепление, за линией которого собираются сотни родственников заложников. Бойцы внутренних войск сдерживают попытки некоторых людей прорваться в школу.
Захватчики заявляют, что будут вести переговоры с Президентом Республики Северная Осетия-Алания Александром Дзасоховым, Президентом Республики Ингушетия Муратом Зязиковым и доктором Леонидом Рошалем. Позднее к списку желаемых ими переговорщиков прибавиться еще помощник Президента РФ Асламбек Аслаханов. Боевики требуют освобождения своих сообщников, захваченных федеральными силами в ходе нападения на Ингушетию в ночь с 21 на 22 июня 2004 года. За каждого убитого со своей стороны они обещают расстреливать по 50 заложников.
В 12:45 А.Дзасохов вступает в переговоры с террористами и предлагает себя в обмен на заложников. Террористы отвергают его предложение и заявляют дополнительное требование - вывод российских войск из Чечни. Президент РФ Владимир Путин также проинформирован о ситуации, он срочно возвращается из Сочи в Москву.
Поступает сообщение, что в качестве подтверждения серьезности своих намерений боевики передают видеокассету с записью происходящего в школе, однако через некоторое время официально сообщается, что кассета пуста.
В Беслан прибывает муфтий Северной Осетии-Алании Руслан Валгатов, он просит боевиков освободить хотя бы грудных детей, которые вместе со своими матерями оказались среди родственников школьников, захваченных в заложники, однако террористы отказываются вести с ним переговоры.
В середине дня нескольким ученикам удается бежать из школы.
В районной больнице Беслана вывешиваются списки, согласно которым при захвате школы погибли семь человек и четверо ранены. Ранее в райбольницу были доставлены одиннадцать раненых во время захвата школы.
Около 19 ч. начальник УФСБ Северной Осетии Валерий Андреев сообщает, что с террористами установлен контакт, по его данным, никто из детей не пострадал, однако переговоры не продвигаются. Прибыший в Беслан Л.Рошаль присоединяется к переговорам, однако террористы отказываются даже принимать медикаменты, продукты и питьевую воду для заложников.
В аэропорту "Беслан" приземляется прибывший из Москвы самолет МЧС РФ. На его борту- спасатели и врачи всероссийского центра медицины катастроф "Защита".
Около 22 ч. на сайте американской газеты "Нью-Йорк таймс", появляется сообщение, что некий "пресс-секретарь" боевиков сообщил журналисту этого издания что школа в Северной Осетии захвачена членами террористической организации "Исламский батальон шахидов "Риядус Салихин", контролируемой Шамилем Басаевым.
Ночью доктор Рошаль пытается убедить боевиков принять продукты, воду и медикаменты для заложников. Они отказываются, продолжая требовать высокопоставленных переговорщиков. Террористы также отвергают предложение предоставить им коридор для выхода на территорию Ингушетии и Чечни.
Из-за рубежа поступают многочисленные отклики на события в России. Террористы подвергаются единодушному осуждению руководства ведущих держав мира, как западных, так и исламских. Совет безопасности ООН принимает резолюцию с требованием немедленного освобождения заложников.
Около 7 ч. утра 2 сентября поступают официальные данные, согласно которым численность заложников - 354 человека.
Боевики периодически обстреливают прилегающую к школе территорию из стрелкового оружия и гранатометов. Внутри здания слышатся выстрелы и взрывы.
А. Дзасохов сообщает, что после 15 часов интенсивность переговоров с боевиками увеличится. В Беслане появляется бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Он проходит прямо в захваченную школу. Около 17 часов ему удается вывести оттуда трех женщин с грудными детьми на руках. Спустя полчаса боевики отпускают еще 26 человек - женщин с детьми в возрасте до двух лет.
Следующая ночь не приносит изменений. Переговоры с террористами снова заходят в тупик. Они по-прежнему отказываются принять что-либо для заложников, заявляя, что те сами отказываются от еды и воды.
Утром 3 сентября Л.Рошаль сообщает родственникам заложников, что без еды и воды дети могут продержаться 8-9 дней.
Зона оцепления вокруг школы расширена.
Оперативному штабу удается достичь договоренности с террористами о том что они выдадут тела погибших, находящиеся в школе.
Около 13 часов к школе прибывают на машине четверо сотрудников МЧС для принятия тел убитых. В это время в здании внезапно раздается несколько взрывов, вслед за чем из школы в панике начинают выбегать сотни людей. Боевики расстреливают их из автоматов. В результате еще одного взрыва частично обрушивается кровля спортзала. Спасая жизни заложников, военнослужащие начинают штурм здания.
В школе идет бой. Спустя примерно час после начала штурма поступает сообщение, что здание школы контролируется спецназовцами. Часть боевиков прорываются наружу и пытаются скрыться в жилых кварталах города. Перестрелки распространяются за пределы школы.
Эвакуация заложников продолжается. Освобожденные дети сразу же припадают к воде. В больницы Беслана и Владикавказа поступает огромный поток раненых и пострадавших. Становится ясно, что заложников было гораздо больше, чем предполагалось. Как выясняется, среди заложников находились сын и дочь председателя парламента Северной Осетии Таймураза Мансурова.
В пристройке к зданию школы группа боевиков продолжает оказывать сопротивление. Другие, разбившись на три группы, пытаются вырваться из окружения. Спецназ ФСБ ведет бой с ними. Несколько террористов удается взять в плен.
Около половины шестого вечера поступают первые данные о том, что количество погибших может исчисляться десятками. Позднее официально признано, это число может превысить 150 человек.
По официальным данным на 19:30 убито 20 боевиков, из них 10 - иностранные наемники. 8 захвачено в плен, 13-ти удалось прорваться в город. Террористы, продолжающие отстреливаться, удерживают некоторое количество заложников.
Начинается опознание погибших заложников. Освобожденные дети рассказывают, что несмотря на то, что в здании действовал водопровод, боевики не давали им воды. Некоторые пили собственную мочу, другие выжимали тряпки, намоченные под краном.
После 20 часов поток информации заметно иссякает.