Победа оппозиции на состоявшихся 29 июля парламентских выборах в Молдавии стала в известной степени неожиданностью для всех задействованных и заинтересованных сторон. И в первую очередь - для Партии коммунистов Молдавии и поддержавших ее российских властей, до последнего веривших в победу ПКРМ.

Молдавская компартия, самоуверенно заявлявшая, что на досрочных выборах она "возьмет" 80% голосов, в действительности, надо полагать, рассчитывала на куда более скромный результат - на простое большинство, т.е. на тот результат, который получила оппозиция. Эта небольшая, на первый взгляд, разница в несколько мест в парламенте (53 у оппозиционных партий против 48 у ПКРМ) имеет, на самом деле, решающее значение для будущей расстановки сил в парламенте. И то относительное спокойствие, которое до конца сохраняла ПКРМ, объяснялось ее уверенностью в том, что эта разница достанется ей.

Имея 52-53 депутатских мандата, Партия коммунистов не только смогла бы самостоятельно выбрать спикера и назначить правительство, как она сделала это после выборов 5 апреля. Сама конфигурация нынешнего парламента складывалась бы в ее пользу. На этот раз ПКРМ, скорее всего, удалось бы избрать нужного ей президента, подмяв под себя голоса Альянса "Наша Молдова" (АНМ) Серафима Урекяна, который с самого начала был слабым звеном в оппозиции, и, по мере приближения досрочных выборов, все больше проявлял свою слабость и склонность к достижению консенсуса с компартией. Тем более что, если Либерально-демократическая партия улучшила, а Либеральная партия сохранила свой результат на этих выборах, то партия Урекяна, напротив, потеряла 4 места в парламенте.

Так же в пользу Партии коммунистов было бы и прохождение в парламент Демократической партии, которую возглавил за полтора месяца до выборов экс-спикер парламента от ПКРМ Мариан Лупу. В случае получения компартией перевеса в несколько депутатских мандатов, "проект Лупу", или, как его еще называли "Тарлев-2", практически неизбежно обретал бы реальность, и голоса Демпартии ушли бы к ПКРМ.

Но все сложилось иначе. Вопреки прогнозам и удачно выбранному Партией коммунистов времени для проведения досрочных выборов, оставлявшему возможность проголосовать в основном традиционному электорату ПКРМ, перевес получила оппозиция. И это весьма показательно. Несмотря на благоприятные для партии Воронина условия - на то, что значительная часть молодежи и активного населения в связи с отпусками и каникулами не смогла принять участия в выборах, на то, что около 1,5 миллионов молдавских гастарбайтеров, априори представляющих собой протестную массу, опять были лишены возможности голосовать - большинство молдавских избирателей проголосовало против ПКРМ. Упомянутые Ворониным 700.000 тысяч избирателей, отдавших свои голоса за его партию, представляют собой наименее развитую, цепляющуюся за прошлое, которое символизирует для нее компартия, часть общества - пенсионеров и сельских жителей.

Сразу оговоримся, что делать точные прогнозы в Бессарабии, где декларируемые политическими силами идеологии и принципы зачастую являются лишь ширмой для лоббирования клановых интересов, а вчерашние непримиримые враги в одночасье превращаются в ближайших союзников, занятие неблагодарное. Однако будем исходить из той ситуации, которая складывается на данный момент.

Получившие большинство мест в парламенте 4 оппозиционные партии ведут переговоры о формировании коалиции без участия ПКРМ. И, вероятнее всего, эта коалиция будет сформирована. При нынешней конфигурации парламента амбициозному Мариану Лупу, только начавшему самостоятельную политическую карьеру, уже нет никакой необходимости заключать сомнительный альянс с Партией коммунистов, отдавая в ее пользу голоса возглавляемой им Демпартии. Даже несмотря на то, что в совокупности ПКРМ и ДПМ набирают как раз необходимый для избрания президента 61 голос, политическое самоубийство по примеру лидера ХДНП Юрия Рошки со стороны Лупу представляется маловероятным. 7 мест в парламенте, принадлежащие АНМ, могли бы дать компартии возможность избрать спикера и назначить правительство, но их недостаточно для избрания президента. Поэтому Урекян, скорее всего, предпочтет сохранить репутацию и получить "портфели" в коалиции оппозиционных партий.

Поспешные заявления ряда молдавских экспертов, представляющих "центристский" лагерь, а также некоторых российских СМИ, по инерции продолжающих поддерживать Воронина, о том, что коалиция без компартии невозможна и нежелательна, выдают лишь их истинные приоритеты и симпатии, а не реальную расстановку сил. Равно как и их тезис о том, что фракция ПКРМ сможет блокировать избрание президента, что приведет к новым досрочным выборам уже в 2010 году. То, что партия Воронина, которая после выборов 5 апреля призывала ради "спасения Родины" пойти на уступки оппозицию, теперь под этим же лозунгом может попытаться сама блокировать выборы президента, сомнений не вызывает. Однако, если компартия не смогла добиться уступок от оппозиции, то последняя, как видится, сможет добиться их от коммунистов, даже несмотря на то, что ПКРМ для избрания президента требовался всего один голос, а оппозиции - восемь.

"Идейным монолитом" Партия коммунистов Молдавии оставалась до тех пор, пока была партией власти. И ее консолидации после выборов 5 апреля способствовала именно реальная угроза эту власть потерять. Ради власти и привилегий в ПКРМ и вступила значительная часть ее членов. Точно так же, как когда-то эти мотивы были определяющими для членства в 18-миллионной КПСС, или теперь - в "Единой России". Сейчас, когда ПКРМ теряет власть и уже заявила о своей готовности превратиться в оппозицию, найти недостающие для избрания президента голоса не составит большого труда для оппозиции. На это уже прозрачно намекнул лидер Демпартии Мариан Лупу, заявив, что "в Партии коммунистов есть демократически настроенные люди, которые могут, в той или иной форме, присоединиться к демократической коалиции". Очевидно, что Лупу, в первую очередь, имел в виду группу так называемых младокоммунистов, представляющих "проевропейскую" фракцию внутри ПКРМ, одним из негласных лидеров которой экс-спикер до выхода из компартии и являлся. В ближайшей перспективе, как видится, следует ожидать перехода значительной части членов ПКРМ в Демократическую партию (ДП) и превращения последней в социал-демократическую. Таким образом, если после выборов 2005 года ДП вместе с ХДНП помогли сохранить и укрепить власть компартии, то теперь демократы выступят в роли главных могильщиков ПКРМ.

Разумеется, полностью игнорировать пока еще имеющую 48 мест в парламенте Партию коммунистов при формировании новых органов власти не удастся. Но количество и качество "портфелей", на которые она сможет рассчитывать, будут определяться ее нынешним оппозиционным статусом. При этом, очевидно, что непременным условием коалиции станет уход одиозной фигуры Воронина из активной политики, во всяком случае, отсутствие его на более-менее значимых должностях. Уход ПКРМ в оппозицию и окончательная маргинализация и смерть ее союзника ХДНП будут сопровождаться судорожными попытками любыми способами зацепиться за ускользающую от них власть и поиском новых союзников, следствием чего станет резкая смена внешнеполитических приоритетов ПКРМ, целью которой будет доказать свою лояльность новому руководству Молдавии.

В связи с чем в ближайшее время следует ожидать нового всплеска "сенсационных разоблачений", объектом которых станут власти России. Обвинения в адрес Кремля в организации беспорядков в Кишиневе 6-8 апреля, которые до сих пор прямым текстом озвучивал только Рошка, будут "подкреплены доказательствами", которые в большом количестве предоставит Партия коммунистов. Если до сих пор даже поддержка Москвы не останавливала Воронина и его экс-советника, главу предвыборного штаба ПКРМ Марка Ткачука от недвусмысленных намеков на "руку Кремля", то теперь терять им нечего. Окажется ли эта провокация успешной, будет всецело зависеть от способности Москвы установить отношения с новой властью в Молдавии.

Складывающаяся расстановка сил в молдавском парламенте делает ключевыми две фигуры - умеренно правого председателя ЛДПМ Владимира Филата и центриста Мариана Лупу. Вероятно, они и займут места во властной тройке - президент, спикер, премьер. Впрочем, вне зависимости от того, как распределятся ключевые должности во властных структурах Молдавии, уже сейчас можно предположить, какие изменения произойдут во внешней политике Кишинева.

Очевидно, что евроатлантический вектор, особенно на первых порах, будет преобладающим. В то же время, очень быстро выяснится, что "румынская угроза", на которой была построена вся предвыборная кампания ПКРМ, существовала только в воображении ее политтехнологов и их московской аудитории. Разумеется, никакой "унири" не произойдет и "румынские оккупанты" не будут топтать сапогами улицы бессарабских городов и сел. Не произойдет этого по нескольким причинам.

Во-первых, ни одна из прошедших в парламент партий не ставит объединение с Румынией своей целью, а в последнее время не использует этот вопрос даже в качестве пропаганды. Во-вторых, в самой Румынии эта идея так же все больше становится элементом пиара, и хотя ее по инерции эксплуатирует большинство румынских политиков, а все чаще раздающиеся голоса против - пока еще моветон, в реальности идея "объединения всех румын в одном государстве" постепенно приобретает характер советского "светлого будущего", неуклонное стремление к которому подтверждалось на каждом съезде КПСС. Ну и, наконец, в-третьих, главным препятствием для этого объединения является не столько Россия, сколько Евросоюз, членом которого является Румыния.

Создание "Великой Румынии" выгодно США, так же как им выгодно создание "Великой Албании" и "Великой Польши" в качестве инструментов влияния на Европу. Но ЕС, а точнее представителям Старой Европы, невыгодно появление новых крупных игроков, являющихся проводниками американской политики на континенте. Новые члены и так являются постоянной головной болью для Евросоюза, и вызывает эту боль не только необходимость помогать им экономически, но и агрессивная внешняя активность той же Румынии или Польши. Усиление их влияния за счет экстенсивного территориального расширения и увеличения населения вряд ли будет приветствоваться Старой Европой. Как и появление очагов напряженности на границах ЕС вследствие экспансионистской политики этих стран. Не говоря уже о необходимости восстанавливать экономику приобретенных территорий. Несмотря на высокую активность на Балканах и постсоветском пространстве, еврочиновники неизменно подтверждают, что дальнейшего расширения ЕС в ближайшие десятилетия не планируется, а новые интеграционные инициативы не предполагают членства в Союзе. Предел для европейской интеграции Молдавии ЕС уже установил в "Восточном партнерстве", функциональность и жизнеспособность которого в последнее время поставлена под вопрос самим ЕС, и вряд ли в условиях кризиса выйдет за эти рамки. Поэтому единственным реальным проявлением "румынской угрозы" в ближайшей перспективе станет восстановление нормальных, добрососедских отношений нового кишиневского руководства с Бухарестом.

Пока в Кишиневе будет формироваться новая коалиционная власть, у Москвы будет достаточно времени для того, чтобы осмыслить очередной провал своей политики в регионе и провести работу над ошибками. Как представляется, на данном этапе Россия должна предпринять следующие шаги:

1. Делать ставку на одного Лупу, как наиболее близкого и понятного, будет ошибкой. Необходимо сотрудничать со всеми политическими силами, которые войдут в коалицию, не отдавая явного предпочтения никому. Тем более что все прошедшие в парламент партии от ПКРМ до ЛП, помимо евроинтеграции, декларируют также и сотрудничество с Россией. Отношения с каждой из партий, формирующих коалицию, оставят свободу для маневра. Так Москва не окажется в очередной раз заложником одной силы, а точнее - одного человека, как это произошло в случае с Ворониным. Отношения должны базироваться на взаимовыгодном сотрудничестве и четко прописанных условиях и взаимных обязательствах, дабы обе стороны предельно ясно представляли себе все возможные последствия своих действий. От демагогической шелухи о "вековой дружбе" в двусторонних отношениях пора окончательно избавиться. Политика "братской любви" и "поцелуев", практикуемая с застойных времен, прямым порождением которой является нынешняя российская дипломатия, исчерпала себя еще до окончания "холодной войны". Продолжение этой политики как на постсоветском пространстве, так и в отношениях с западными партнерами, увеличивает потери России в геометрической прогрессии.

2. Пересмотреть договорно-правовую базу российско-молдавских отношений и привести ее в соответствие с существующими реалиями. Восстановить позиции России в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР), утраченные в результате поддержки Кремлем Воронина и "территориальной целостности Республики Молдова", а также общей пассивности России в регионе. Поставить перед новой молдавской властью вопрос о статусе Приднестровья, обратив внимание на следующие моменты: почти 20 лет существующую де-факто приднестровскую государственность; отсутствие у Кишинева каких-либо исторических и юридических оснований для претензий на территорию ПМР; абсолютное и постоянно подтверждаемое неприятие Тирасполем любых интеграционных моделей в рамках общего с Молдавией государства, подкрепленное результатами референдума о независимости 2006 года; полнейшую неэффективность и бесперспективность формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели). А также напомнить о том, что нерешенность вопроса о статусе Приднестровья ставит крест на всех европейских устремлениях Бессарабии, которые, если верить представителям оппозиционных партий, для них, в отличие от коммунистов, не пустой звук. Положение национальных меньшинств также должно стать предметом российско-молдавских договоренностей. Речь, в первую очередь, идет о восстановлении прав русскоязычного населения (статуса русского языка) и выполнении Кишиневом своего закона "Об особом правовом статусе Гагаузии" в части соблюдения прав и полномочий Гагаузской автономии. Тем более что праволиберальные партии заявили о пересмотре своей политики в отношении национальных меньшинств, и часть русскоязычных избирателей (прежде всего молодежь) отдала им свои голоса на досрочных выборах, а сам характер изменений будет вполне соответствовать европейским нормам, на которые ориентируются эти молдавские политики.

3. Отказ от предоставления 500-миллионного долларового кредита в нынешней ситуации лишь подтвердит обвинения в том, что кредит был предвыборным подарком Кремля Воронину. Поэтому, если новая коалиционная власть подтвердит потребность Молдавии в кредите, отказывать в его предоставлении было бы опрометчиво. В нынешних условиях этот кредит, действительно, будет выглядеть как помощь потенциально дружественной стране-члену СНГ, а не как инвестирование клана Воронина. Надо лишь четко оговорить все условия его предоставления и возврата, за который все участники коалиции будут нести коллективную ответственность, что снижает риск нецелевого использования этих средств.

4. Восстановить нормальные отношения с Румынией. Исторических, культурных, религиозных, политических и экономических оснований для этого предостаточно. Экспансия Бухареста в Бессарабии во всех перечисленных сферах будет продолжаться. Это неизбежно. Однако при наличии партнерских отношений России и Румынии все спорные вопросы и конфликты интересов станут предметом двустороннего обсуждения и решений, снизив возможности для лавирования Кишинева между двумя центрами силы, как это происходило до сих пор. Сотрудничество Москвы и Бухареста в Бессарабии нейтрализует возросшую активность Польши в регионе, оспаривающей у Румынии право быть "адвокатом" Молдавии в ЕС, а также еще больше ослабит здесь роль Украины и сведет на нет её участие в региональной политике. А тот дефицит поддержки, который Румыния все больше и больше испытывает в ЕС, будет компенсирован поддержкой России. При этом приднестровский вопрос должен быть априори исключен из российско-румынских отношений: их формулой должно стать взаимное признание интересов в Бессарабии, о котором недавно заявлял румынский президент Траян Бэсеску, и на Украине - в обмен на признание Приднестровья сферой российских интересов. Таким образом система отношений в регионе выстраивается в виде двух соприкасающихся треугольников: Москва - Тирасполь - Кишинев, Москва - Бухарест - Кишинев. Может быть идея бессарабского "моста" между Россией и Западом, пропагандируемая рядом кишиневских политиков и экспертов, и будет реализована таким образом...

5. Выборы 5 апреля и 29 июля окончательно похоронили мелкие политические формирования, декларировавшие свою "пророссийскость". Часть их поставила точку в своей биографии, открыто поддержав ПКРМ накануне досрочных выборов. В течение последнего года в Молдавии обозначились принципиально новые, молодые пророссийские силы, которые были лишены возможности участвовать в прошедших выборах как в силу организационной слабости и отсутствия серьезной поддержки извне, так и вследствие препятствий, чинимых властями. Помочь им организационно оформиться и встать на ноги, чтобы они могли быть представлены в следующем парламенте Молдавии, который будет выбран через 4 года, - в интересах России.

Сергей Колеров - шеф-редактор Западной редакции ИА REGNUM Новости.