52 человека, ехавших в Россию из Узбекистана, погибли в сгоревшем на трассе в Казахстане автобусе марки Setra. Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, причиной пожара могла стать неисправность транспортного средства, бывшего в эксплуатации более 30 лет. Боковая дверь автобуса оказалась заблокирована, и у пассажиров попросту не было шансов покинуть горящий салон. Об этом сообщили в департаменте по ЧС Актюбинской области республики.

Автобус загорелся утром 18 января на трассе Самара-Чимкент в Иргизском районе Актюбинской области. В результате катастрофы спастись смогли лишь пятеро из 57 находящихся в машине людей, остальные сгорели заживо. По факту ЧП возбуждено уголовное дело. Эта трагедия пополнила ряды аварий, случившихся с участием старых автобусов. Сгоревший долгожитель выходил в рейсы в течение 31 года. По мнению экспертов, даже 10 лет — возраст транспортного средства, который потенциально может быть опасным при транспортировке людей. Скорее всего, полагают специалисты, автобус 1989 года выпуска не оснащался аварийными кранами открывания дверей в ручном режиме, кроме того, в нем могли отсутствовать аварийные молотки, которыми при блокировке дверей можно разбить окно. Про накопленные за такой длительный период эксплуатации общие неисправности и говорить не приходится.

В России, как и в Казахстане, на таких автобусах совершенно законно осуществляются организованные групповые перевозки детей, в том числе — на дальние расстояния. Российская общественность уже давно отреагировала на участившиеся случаи аварий со старыми автобусами и сейчас активно борется за ограничения предельного возраста автобусов для организованных детских перевозок. Так, в начале декабря прошлого года участники круглого стола Общественной палаты РФ обсудили необходимость совершенствования системы законодательного регулирования организованных детских перевозок и пришли к выводам, что одним из важных решений этого вопроса должно стать скорейшее вступление в силу пункта 3 постановления правительства РФ № 1177, запрещающего организованные перевозки детей на автобусах старше 10 лет.

«Автобусы, выпущенные в 2017 году и 10 лет назад, с точки зрения безопасности имеют существенные конструктивные отличия. Кроме того, согласно исследованию МАДИ, с годами значительно увеличивается количество отказов автобуса», — отметил на том заседании профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Андрей Иванов. Комментируя аварию в Казахстане, член координационного совета негосударственной сферы безопасности РФ Сергей Матвеев предположил, что почти наверняка в этом деле будут выявлены факты о неисправном техническом состоянии и полном физическом износе автобуса, а также о перегруженности транспорта и о «левом» перевозчике, взявшем дополнительный рейс.

«Халатность, беспечность, преступная экономия на важных вещах и нарушение норм безопасности приводят к таким катастрофам. Трагедии подобного рода, из года в год становятся все масштабнее, унося все больше человеческих жизней, а выводы делаются в лучшем случае после, а не до» — заявил он.

Между тем в России с каждым годом растет количество аварий с участием автобусов. За первые 8 месяцев 2017 года в таких авариях погибли более 200 человек, это на 42% больше по сравнению с 2016 годом. Треть парка школьных автобусов и 90% туристических автобусов в стране уже старше 10 лет. Рост автобусных аварий привлек внимание СМИ, и ГИБДД, даже президент России Владимир Путин неоднократно поднимал этот вопрос в своих выступлениях. С начала 2018 года не прошло и трех недель, а четыре страшных пожара на пассажирском транспорте уже произошло: 4 января старый 17-летний автобус полностью сгорел из-за технической неисправности.

Около 30 детей, которым разрешили вернуться в салон за вещами, сильно надышались дымом. Несколько из них серьезно отравились угарным газом и до приезда медиков пребывали в полуобморочном состоянии. Водитель пытался потушить пожар, но его огнетушитель оказался неисправен. В тот же день под Ярославлем загорелся автобус с 44 туристами, а неделей позже из-за пожара в моторном отсеке сгорел автобус в Москве. И если в этих случаях пассажирам повезло, и все они по счастливому стечению обстоятельств успели выбраться из горящего салона, у 52 пассажиров следующей в Самару «Сетры» такой возможности не было, поскольку дверь салона оказалась заблокированной.

Несмотря на очевидную тенденцию увеличения аварий с участием старых, исчерпавших свой ресурс автобусов, в конце прошлого года правительство РФ в шестой раз, начиная с 2013 года, отсрочило вступление в силу пункта 3 постановления 1177, запрещающего перевозки детей автобусами старше 10 лет.

Читайте ранее в этом сюжете: В ОДКБ выразили соболезнования семьям погибших в автобусе в Казахстане