В Кургане в сквере дома-музея декабристов сегодня, 15 октября, торжественно открыт бюст декабриста Михаила Нарышкина, сообщил корреспонденту ИА REGNUM советник губернатора Курганской области по патриотическому воспитанию, генерал-майор в отставке Владимир Усманов.

«Михаил Михайлович Нарышкин неотделим от истории и культуры Кургана. Полковник Тарутинского полка, замешанный в деле возмущения 14-го декабря 1825 года, он был причислен Верховным уголовным судом к четвертому разряду государственных преступников и сослан в каторжные работы на восемь лет, но в 1832 году был «обращен на поселение» в Сибири и жил в Кургане, где скоро приобрел к себе большое расположение жителей этого города, — начал с исторического экскурса Владимир Викторович. — Наследник престола, Великий Князь Александр Николаевич во время пребывания своего в Кургане, между прочим, писал императору Николаю Павловичу: «В особенности здесь хвалят Нарышкина. Он благодетель всего города». Как известно, в ознаменование пребывания Его Высочества в Кургане некоторым из декабристов, отбывавшим там наказание, было предложено поступить в военную службу, и Михаил Михайлович Нарышкин был одним из первых декабристов, отправленных в 1837 году на Кавказ. Он дожил до общей амнистии, проживал одно время в Москве, где и умер 2 января 1863 года. В Сибири и на Кавказе Нарышкину сопутствовала его жена Елисавета Петровна, урожденная графиня Коновницына».

К декабристам сейчас разное отношение: кто-то называет их масонами и смутьянами, а кому-то они видятся чуть ли не европейскими просветителями того времени. Главное, на мой взгляд, это были люди, готовые отдать за свою Родину жизнь. Они хотели блага для России. Ведь Михаил Михайлович не участвовал в противостоянии на Сенатской площади. Он был сослан за знание о готовящемся восстании и недоносительство. Восемь лет каторги за то, что он оправдал свое бездействие честью офицера».

Идея памятника Михаилу Нарышкину витала давно, как поясняет Владимир Усманов, однако воплощаться начала с подачи советника председателя Российского военно-исторического общества Ростислава Мединского — отца министра культуры России Владимира Мединского. Средства на памятник были найдены благодаря депутату Государственной думы Александру Ильтякову. Скульптор из Екатеринбурга Ольга Красношеина предложила несколько вариантов памятника. Посовещавшись, участники Российского военно-исторического общества остановились на бюсте. Все эти причастные к созданию монумента лица присутствовали сегодня на открытии.

Памятник-бюст представляет образ молодого офицера, ведь когда декабрист Михаил Нарышкин прибыл в Курган, ему было всего 35 лет. Бюст гармонично вписался в облик сквера около дома-музея, который был открыт в Кургане в 1975 году, и является знаменательным подарком к его 40-летию. Долгие годы он являлся не просто учреждением культуры с интересными музейными экспонатами, но и признанным научным центром по изучению декабристского движения. Музей расположен в доме, где декабрист Михаил Нарышкин жил со своей семьей на протяжении четырех лет, находясь на поселении в Кургане.

Александр Ильтяков, при содействии которого появился бюст декабриста Нарышкина, является не только народным представителем в Госдуме, но и председателем Курганского отделения Российского военно-патриотического общества. Он вспомнил сегодня детские годы и свои неизгладимые впечатления от походов в дом-музей декабристов, где он узнал о благородстве и беззаветной преданности этих людей Отчизне.

Советник председателя Российского военно-исторического общества Ростислав Мединский высказал пожелание, чтобы как можно чаще посещала дом-музей декабристов молодежь. И напомнил, что Михаила Нарышкина при жизни называли благодетелем — он оказывал посильную помощь всем людям, внес огромный вклад в просветительскую деятельность Зауралья, в доме Нарышкиных устраивались литературные и музыкальные вечера.

На торжество приехала Виктория Маркова — трижды правнучка декабриста Андрея Розена, жившего в те годы с Михаилом Нарышкиным в Кургане. Два рода — Нарышкиных и Розенов — познакомились в курганской ссылке. Виктория Маркова привезла приветствие от потомков Нарышкина и сообщила, что в Москве памятников декабристам нет вообще.