Не прошло и недели с 31 августа, когда была отклонена апелляционная жалоба Константина Пономарева на арест и признал его содержания в СИЗО законным, как суд снова вынужден рассматривать меру пресечения экс-аудитора. Сегодня, 4 сентября, Пресненский районный суд г. Москвы вновь будет решать, отпустить под домашний арест обвиняемого в неуплате государству 8 млрд рублей налогов и мошенничестве в особо крупном размере, или продлить срок его ареста, приняв во внимание доводы следствия, о том, что Пономарев может попытаться оказать давление на суд и следствие, а потом сбежать из страны.

Напомним, Следственный комитет России подозревает Константина Пономарева в совершении преступлений сразу по шести уголовным статьям, в том числе в покушении на мошенничество при поставке дизельных генераторов в Крым и уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. В материалах дела значится, что 4 млрд рублей в госбюджет он не заплатил как предприниматель, и еще столько же — как физическое лицо. По совокупности обвинений ему грозит до 11 лет тюрьмы.

Защита Пономарева не раз отрицала в СМИ необходимость уплаты Пономаревым 8 млрд рублей, апеллируя к закону об амнистии капиталов и тому факту, что экс-аудитор успел подать специальную декларацию, то есть к нему должна быть применена так называемая налоговая амнистия.

По этому закону (ст. 4 п. 8.1 и 8.3) с правонарушителя, действительно, может быть снята ответственность, если на момент подачи декларации против него не было возбуждено уголовное дело в связи с этим нарушением и не начата налоговая проверка. Может ли Пономарев попасть под налоговую амнистию и избежать наказания по этому закону?

Константин Пономарев получил широкую известность как бывший аудитор, признавшийся в авторстве многочисленных схем «налоговой оптимизации», в том числе схемы по уклонению от уплаты налогов. Кроме того, против него возбуждалось уголовное дело по признакам искусственной минимизации налоговой базы путем совершения фиктивных сделок. Обвинение полагает, что Пономарев может и сейчас обратиться к механизму налоговой амнистии, чтобы сознательно уйти от налогообложения.

В декабре 2013 года ИФНС №10 по г. Москве инициировала выездную налоговую проверку Пономарева по признакам неуплаты налогов с полученных от компании ИКЕА 25 млрд. рублей. В феврале 2015 года результаты были отражены в акте проверки: Пономарев должен был доплатить 4 млрд рублей налогов как физическое лицо. В апреле 2015 году Следственный комитет России возбудил уголовное дело против Пономарева по признакам уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере — уже 8 млрд рублей (4 млрд — как физлицо, и 4 млрд — как юрлицо).

Однако в мае 2015 года прокуратура Москвы закрыла дело на основании решения мирового судьи судебного участка №210 Раменского городского суда Московской области. Она, рассматривая дело Пономарева о клевете, также заключила, что экс-аудитор не является налоговым должником, — что к рассматриваемому тогда иску никакого отношения не имело. Как выяснили СМИ, по версии следствия, Пономарев вместе со своим адвокатом Максимом Загорским совершили подкуп фигурантов по тому делу: свидетелю заплатили $20 тыс., обвиняемому — $50 тыс. — чтобы добиться закрытия уголовного дела. Через несколько дней после закрытия дела Пономарев подал ту самую декларацию под закон об амнистии капиталов.

В настоящее время уголовное дело в отношении Пономарева по признакам уклонения от уплаты налогов снова возобновлено. Обвиняемый уже пытался обжаловать претензии ФНС, но 22 августа 2017 года Тверской районный суд г. Москвы оставил в силе акт о доначислении ему налогов на сумму в 4 млрд рублей.

Напомним, Пономарев был арестован 9 июня 2017 года на два месяца, после чего срок его содержания в СИЗО был продлен еще на месяц. Защита обвиняемого дважды добивалась изменения меры пресечения, но Мосгорсуд встал на сторону обвинения. По данным СК, Пономарев уже пытался препятствовать правосудию. В частности, он контактировал с высокопоставленными лицами, чтобы оказать давление на следствие и суд, и планировал выехать из страны.