В обстоятельствах трагического ДТП, случившегося 4 декабря 2016 года на трассе Тюмень — Ханты-Мансийск, продолжают вскрываться новые подробности. Уголовное дело с четырьмя обвиняемыми рассматривается в окружном суде ХМАО.

Напомним, по версии СКР, 4 декабря 2016 года 33 человека — юные акробаты и тренеры СДЮСШОР «Сибиряк» — ехали из Ханты-Мансийска в направлении города Нефтеюганска. На автобусе «Karosa С934.1351» под управлением водителя Марата Зайнуллина. Двигаясь на 926-м километре автомобильной дороги Р-404 «Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск», автобус столкнулся с идущим навстречу тягачом «VOLVO FH 12 420» под управлением водителя Раиля Саитханова, как полагают следователи, выехавшего на встречную полосу. Столкновение привело к изменению траектории движения автобуса, после чего он выехал на полосу встречного движения и столкнулся с грузовым тягачом «Скания 113». К ДТП, по версии следствия, привели действия водителя седельного тягача Volvo.

Именно после соприкосновения бортами гусеничный вездеход слетел с трала и стал сминать конструкции автобуса, вместе с находившимися внутри людьми, считают следователи. В результате ДТП погибли 12 пассажиров автобуса, из которых 10 детей. И 19 человек, в том числе 16 детей, получили травмы различной степени тяжести, двум детям причинены легкие повреждения без ущерба для здоровья. Все пассажиры автобуса признаны потерпевшими.

Кроме того, что выяснили позже неравнодушные общественники, а не полиция, Раиль Саитханов в июне 2016 года был лишен по решению суда водительских прав. Однако сведения о его бесправности внесены в информационную систему ГИБДД только в декабре, после трагедии.

Адвокат потерпевшей стороны Умар Арчанов еще до суда заявил, что вину водителя грузового Volvo Раиля Саитханова подтверждали три солидных экспертных учреждения. Большегруз вышел на встречную полосу движения из-за сонного состояния Саитханова, считает адвокат потерпевших.

«Он ехал по встречке, он ехал по центру полосы, он создал несколько аварийных ситуаций непосредственно перед ДТП с автобусом», — цитировала Умара Арчакова пресс-служба Нефтеюганска — города, где проживали погибшие и пострадавшие.

Читайте также: «Водитель засыпал за рулем» — новые подробности ДТП с детьми в Югре

На данном этапе судебного разбирательства выдвинуто обвинение, допрошены потерпевшие и свидетели. Не все из них могут приехать в Ханты-Мансийск, поэтому некоторых заслушивают через видеоконференцсвязь. Защита пострадавшей стороны просила о переносе слушания дела в Нефтеюганский районный суд. Противились этому трое обвиняемых, их поддержала прокуратура.

Также по теме: Югра: суд о гибели детей в резонансном ДТП перенесут в другой город?

Ранее представитель СКР Эрнест Кочетков пояснил:

«Водитель автобуса, перевозившего детей, Марат Зайнуллин ехал со скоростью 92 км/ч. На автобусе отсутствовали ограничитель скорости, система ГЛОНАСС, табличка — «Дети». Если бы движение осуществлялось в рамках установленных 60 км/ч, тяжесть последствий была бы намного ниже. Согласно заключениям судебных экспертиз, дорожные условия в день трагедии были удовлетворительными, видимость составляла примерно 500 метров. Дорожное полотно было в нормальном состоянии, до ДТП обработано песчано-соляной смесью. Нарушений требований безопасности при ремонте и содержании автомобильной дороги не установлено. Из заключения автотехнической судебной экспертизы следует, что водитель «Скания 113» Вадим Саитханов при любых условиях в сложившейся ситуации не имел технической возможности избежать столкновения, что исключает его привлечение к уголовной ответственности».

Директору МАУ ДО «СДЮСШОР «Сибиряк» Ирине Тарасовой предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц»), водителю автобуса Марату Зайнуллину и представителю индивидуального предпринимателя, осуществлявшего перевозки, Александру Сидоруку — по ч. 3 ст. 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»), а водителю грузовика Volvo Раилю Саитханову — по ч. 4 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности гибель людей»). Трое обвиняемых мужчин — под стражей. Ирине Тарасовой избрали меру пресечения «домашний арест».

Ранее по теме: Трагическое ДТП в Югре: следствие назвало предполагаемого виновника

В ходе суда появилось неопровержимое свидетельство — запись с видеорегистратора автомобиля, который двигался за автобусом. Плохая видимость, метель, узкая запорошенная дорога.

«Я за этим автобусом двигался до момента аварии. Проехали пост ГИБДД. Движение во встречном направлении было интенсивное. За автобусом я двигался где-то метрах в 70-ти, может меньше. Скорость была тоже в районе 70 км в час, местами 80 км в час. Я видел, когда был первый удар, он был небольшой, незначительный, автобус чуть-чуть покренился влево, а второй удар был уже такой, что автобус разорвало на моих глазах», — передает слова свидетеля и хозяина видеорегистратора Znak.com.

Свидетельница, она же потерпевшая, выжившая тренер спортшколы, заявила о неизбежности столкновения: грузовик шел практически по центру и прижимал автобус к обочине, прямиком в кювет.

В ходе допросов свидетелей выяснились факты поборов с родителей в СДЮСШОР «Сибиряк». Родители сами скинулись на поездку на соревнования. Как ранее сообщал в СМИ брат обвиняемой, Юрий Тарасов, у спортшколы не было возможности оплачивать многие перевозки. Отдельно он отмечает, что Ирина Тарасова возглавила спортшколу «Сибиряк» в январе 2016 года и сразу стала сигнализировать во множественные инстанции о недостаточном финансировании. Это подтверждается документами. Но просьбы Тарасовой не были услышаны ни горадминистрацией, ни профильным окружным департаментом.

«Почти все финансирование уходит на закупку спортинвентаря, — пояснил Юрий Тарасов. — Это же огромное учреждение. Там не только акробатика, там и плавание, и борьба, и другие секции. Большая часть средств выделялась на персонал, на стимулирующие, потому что зарплаты у сотрудников небольшие, и давно стоит вопрос о том, что необходимо повышать оплату труда».

Спортшкола «Сибиряк», по словам Тарасова, держалась на помощи спонсоров, которыми были родители воспитанников, знакомые родителей и тренеров, и даже муж директора спортшколы. Воспитанники «Сибиряка» — одни из лучших по показателям юные спортсмены региона. И часто ездят на соревнования, поэтому родители и школы находятся в постоянном диалоге: как отправлять детей, как обустраивать их на местах. Тема автобуса для школы поднималась Тарасовой неоднократно, так как детям порой приходилось добираться до места соревнований самостоятельно. Часто детей отправляли на состязания в другие города группами на рейсовом автобусе, так как всю команду в один транспорт не удавалось разместить.

Также читайте: Расследование ДТП в Югре: искали крайних для отчета Бастрыкину?

В ходе следствия обнаружились платежные поручения на поездку. И денег бы хватило на фрахт автобуса и на рейсовый. А родители юных акробатов сдавали деньги: от тысячи до 3,5 тыс. рублей на поезки по соревнованиям, о чем они и сообщили на суде. Данным моментом уже заинтересовалась прокуратура.

Подключился и эксперт «Общероссийского народного фронта» Алексей Савоськин, который выяснил, что проблема с перевозками детей в Нефтеюганске и в целом по Югре до сих пор не решена. В распоряжении редакции ИА REGNUM есть его обращение в исполком ОНФ, уполномоченному по правам ребенка Анне Кузнецовой и прокурору ХМАО Евгению Ботвинкину.

По результату мониторинга официальных порталов органов власти и учреждений ХМАО и Нефтеюганска общественник выявил отсутствие там нормативно — правовой информации об перевозке организованных групп детей.

«Выяснено, что управление перевозками организованных групп детей по-прежнему отсутствует, в части методологии и информирования населения информация об таких перевозках отсутствует вовсе. На официальных порталах, на которых имеется такая информация, поиск затруднен. Также отсутствует на официальных порталах информация об ответственных должностных лицах за перевозки групп детей и их аттестации и правомочности замещений должностей, — пишет Алексей Савоськин. — Из средств массовой информации стало известно, что чиновники принуждают родителей возить детей на различные мероприятия на личном транспорте, а также берут подписки об исключении ответственности чиновников за гибель детей».

На самом деле власти Югры издали 12 января 2017 года межотраслевой приказ «Об организации перевозок автотранспортными средствами организованных групп детей к месту проведения спортивных, оздоровительных, культурно — массовых мероприятий на территории ХМАО — Югры и обратно», и даже разместили его на официальном портале департамента образования автономного округа, отмечает общественник. Но данного приказа нет на официальных сайтах других ведомств, которых он непосредственно касается: департамента дорожного хозяйства и транспорта, департамента физической культуры и спорта, департамента культуры и УГИБДД ХМАО и прочих. И сам приказ носит рекомендательный характер.

Алексей Савоськин полагает, что Югра не единственный регион, где с перевозками детей не все благополучно. И предлагает вышеназванным лицам провести ревизию не только в ХМАО, но и по всей России. И проверки необходимо провести не медля — не позднее начала учебного года.

Что касается судебного разбирательства по делу о ДТП 4 декабря 2016 года на трассе Тюмень — Ханты-Мансийск, то оно продолжается. Не исключено, что в нем появятся новые нарушения чиновников и ответственных лиц.