В России есть практика незаконного изъятия детей из семей. Об этом сообщил корреспонденту ИА REGNUM глава благотворительного фонда помощи семьям в кризисной ситуации «Берег», православный священник отец Владимир Панарин.

Отец Владимир прокомментировал заявление Уполномоченной по правам ребенка при президенте РФ Анны Кузнецовой, которая сообщила, что проверка прокуратуры фактически не выявила нарушений при изъятии детей из российских семей. За этим последовала критика в адрес детского омбудсмена со стороны общественников.

«Я знаю, что она является защитницей традиционных ценностей, потому что все ее программы благотворительные утверждают жизнь детей, до рождения и после рождения. Она защищает прежде всего права ребенка, права семьи на воспитание детей. Я уверен, что нет никаких сомнений, что президент внимательно отнесся к выбору кандидатуры (на пост Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ — ИА REGNUM ), и все ее заслуги были учтены», — заступился Владимир Панарин за Анну Кузнецову.

Отец Владимир перечислил проекты Анны Кузнецовой до назначения детским омбудсменом. Это и «конкурс среди женских консультаций», «кризисная квартира» — приют для беременных женщин, и другие. При этом он отметил, что на новом месте работы Анне Кузнецовой «приходится учитывать множество факторов, и не исключено, что она, при всем ее желании, не может, допустим, сразу ввести какие-то программы у нас в России, просто потому, что нашего государственное устройство еще не готово». По словам священника, требуются поступательные шаги по принятию законов, но для каких-то возможно еще не пришло время. Благотворитель отметил, что в России высокопоставленная фигура зачастую подвергается критике, так произошло и с Анной Кузнецовой.

Инициированную президентом проверку фактов незаконного изъятия детей из семей в России Владимир Панарин считает хорошим поводом обратить внимание на государственный подход к теме незаконного изъятия.

«Если какие-то незаконные изъятия у нас в России были, то теперь они скорее всего уменьшатся, и органы будут внимательней относиться к этой теме. Потому что они видят, что государство заинтересовалось выяснить что происходит с изъятиями. А выявить такое очень сложно, докладами такого не добьешься», — считает отец Владимир Панарин.

По словам главы фонда «Берег», необходима работа целых комиссий, чтобы сделать выводы о положении дел с изъятиями детей. А на текущий момент действия системы священнослужитель определяет как «предупредительный выстрел» государства, которое серьезно решило подойти к проблеме незаконного изъятие и дает сигнал, что в случае чего будут разбирательства.

«Считаю, что незаконные изъятия вполне возможно в нашей стране есть. Я считаю, что это редкие случаи, и они происходят по причине неправильного утверждения государственных программ», — пояснил Владимир Панарин.

При этом священник посетовал, что порой и нужно было бы изъять, и в некоторых случаях он даже за изъятия, но органы опеки вынуждены «работать» с семьями для того, чтобы не загружать детские дома сиротами при живых родителях. Поощрение иждивенчества, в виде изъятия детей не выгодно государству, так как обременяет затратами на изъятых детей, которые вынужденно будут пребывать в детских сиротских учреждения на довольствии государства.

В семейной политике отец Владимир считает, что порой страх оказаться без ребенка, что его изымут из семьи, может стать стимулом к изменения собственной жизни и возврату к нормальному пребыванию в социуме. При этом благотворитель предложил экзотический вариант воздействия на семью — изъятие родителей.

«Я считаю, что нужно работать с конкретными родителями. Родителей нужно изымать из семьи, а не детей. Приходят люди, смотрят, видят, что родители ведут себя неадекватно, — ребенка отдают ближайшим родственникам, изымают родителя, с ним ведут работу. Ему говорят, — «будешь пить и ребенка бить — в тюрьму посадим». А ребенок не должен пострадать. Он должен также может потом встречаться с своим родителем, даже с тем, который сидит за это в тюрьме. Работа должна вестись с теми, кто может измениться, а дети то тут причем?», — считает отец Владимир Панарин.

Благотворитель сообщил, что постепенно к этой системе общество и государство придёт. И отметил: то, что он сказал — это позиция не православной церкви, а его, как специалиста, работающего с кризисными семьями. В заключении он отметил, что благодаря работе заинтересованных в изменениях в семейной политике в России должна сложиться новая система. «Государство, церковь, НКО-шники как-то активизируются, и у нас сложится адресная работа», — заключил Владимир Панарин.

Отметим, в настоящее время по поручению президента РФ Владимира Путина готовится доклад о фактах изъятия детей из российских семей с применением избыточных мер. Данные об изъятиях было поручено готовить Минтруда РФ, Минсоцзащиты РФ и Минобру РФ. В подготовке доклада президенту РФ принимает участие Общественная палата РФ и Уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ. Доклад должен был быть представлен президенту РФ Владимиру Путину 1 марта 2017 года, однако ведомства продлили сроки. Новая дата представления документа — к 1 июня 2017 года. Альтернативные доклады готовят и представят главе российского государства независимые общественные родительские организации, которые заявляют, что в России уже почти сложилась система западной ювенальной юстиции, при которой имеет место практика незаконного изъятия детей из семей.