В воскресенье, 4 декабря, в Ханты-Мансийске завершились чемпионат и первенство Югры по спортивной акробатике. А днём того же дня автобус с командой, возвращавшейся с этих соревнований домой, в Нефтеюганск, попал в жуткую аварию. 11 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет и их тренер погибли. Подробности и последствия автокатастрофы — в материале ИА REGNUM.

«У погибших ребят не было лиц, у кого-то даже головы»

Дорога была непростая. С утра шёл обильный снег, трассу замело. Но, как сообщают в региональном управлении СКР, водитель автобуса не учёл сложные метеоусловия и неправильно выбрал скоростной режим. Всё вместе и привело к катастрофе. В 31 километре от Ханты-Мансийска водитель автобуса «Кароса» не справился с управлением и выехал на встречную полосу. Там он задел автомобиль «Вольво» с полуприцепом и столкнулся с автомашиной «Скания». По данным ГИБДД, вслед за автобусом ехал автомобиль «Лада приора». Его водитель пытался уйти от столкновения и выехал в кювет.

Также читайте: Кровь на снегу: в Югре идут задержания после смертельного ДТП с детьми

Девять детей 7 декабря были похоронены в Нефтеюганске. На прощание с ними пришли более 50 тыс. человек. Люди несли цветы, свечи и детские игрушки.

Родственники погибших попросили открыть гробы, чтобы окружающие поняли масштаб «мясорубки», в которую попали их дети, и что от них осталось. От кошмарного зрелища, многим нефтеюганцам становилось плохо, и дежурные медики постоянно оказывали первую помощь. Некоторые гробы запретили открывать — настолько ужасающие увечья. «У погибших ребят в основном черепно-мозговые травмы, не было лиц, у кого-то даже головы. Одного ребенка узнали только по вещам и уху», — говорит очевидец.

Также читайте: В Нефтеюганске прощаются с погибшими в ДТП детьми

Тела двух погибших девочек отправили спецбортом МЧС хоронить в Башкирию и Узбекистан. Тренера Татьяну Тихонову похоронили в Свердловской области, в поселке Верхняя Синячиха.

Ранее читайте: Нормы перевозок детей есть, но их никто не знает — ОП РФ

На данный момент 14 пострадавших детей, ехавших в злополучном автобусе, находятся в Окружной клинической больнице Ханты-Мансийска. Ещё трое — в НИИ нейрохирургии имени Бурденко в Москве.

Также по теме: ДТП в Югре: троих детей доставят в московский институт нейрохирургии

Версии ДТП: чья реконструкция точней?

Расследованием дела о крупном ДТП с участием пассажирского автобуса с детьми в Югре занялось главное следственное управление СК РФ. Глава СКР Александр Бастрыкин прилетел в Ханты-Мансийск с группой столичных следователей и лично стал налаживать координацию между силовиками.

Ранее по теме: Трагедию с пассажирским автобусом в Югре расследует СКР в Москве

Официальная реконструкция ДТП на трассе Ханты-Мансийск — Тюмень от следователей СКР показала, что навстречу автобусу с детьми в своем ряду друг за другом двигались два грузовых тягача. В районе 16 часов по местному времени первый встречный грузовик «зацепился» по касательной с автобусом, который развернуло от удара и вынесло навстречу второму большегрузу, который «разрезал» автобус пополам.

Есть другая версия с места трагедии. «Первый грузовик с тралом практически разрезал автобус, потому что на трале, на «гусянке», которую он вез, остались кровь, волосы, останки детей, — сообщил Znak.com побывавший на места трагедии.— Он просто перерезал автобус пополам. И когда дошел до двигателя автобуса, до силовой части, он просто его развернул. И практически разрезанный автобус попал под второй грузовик с тралом. Первый трал шел без опознавательных знаков, без мигалок, сопровождения не было. Он почти три метра был шириной и шел по середине дороги, об этом говорят свидетели. Он не видел, что у него торчит гусеничная техника. Автобус шел по своей полосе. В какой-то момент грузовик ушел на обочину и взял курс левее, и в этот момент кусок техники начал резать автобус. Выжившие дети рассказывают, что еще до столкновения второго грузовика они услышали крики. Живы остались дети, которые сидели в задней части автобуса».

Поиски крайних

«Все мы понимаем, что у родителей тех детей фактически не было выбора: ребята занимаются спортом, и других транспортных средств для того, чтобы добраться к месту проведения соревнований, нет. То есть ребенок либо доедет до соревнований вот так, либо он не доедет никак и никогда. Это тоже причина, по которой произошло ДТП», — отметил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов.

Росавтодор не обнаружил нарушений в работе дорожных служб, отвечающих за состояние трассы Ханты-Мансийск-Тюмень. По данным системы ГЛОНАСС, за 20 минут до аварии техника проезжала 925-й км, и дорожное полотно было полностью очищено от снежного наката Проверка СКР и Госавтоинспекции исключила дорожные условия в качестве сопутствующего фактора ДТП в ХМАО.

Полпред президента России в Уральском федеральном округе Игорь Холманских отмечает: «Причина трагедии с автобусом в Югре кроется в безответственном отношении к свои обязанностям всех организаторов поездки». А заместитель руководителя СУ СКР по ХМАО Александр Молибоженко заявил: «Состояние автобуса, который попал в аварию, не соответствовало требованиям. Трассы не оборудованы отбойниками и разделительный полосами».

Также читайте: «Русский авось сыграл трагическую роль» — трагедия в Югре

Следственными органами установлен факт, что автобус, который допустил 4 декабря столкновение с двумя грузовиками, был зафрахтован для перевозки детей специально. Организаторы с обеих сторон действовали не по инструкции, а по устной договоренности. При этом сами организаторы перевозки заявляют: причиной таких шагов стало отсутствие финансирования. Но эти слова возмутили губернатора ХМАО Наталью Комарову, которая заметила: «Мы планируем свою деятельность и закладываем на это бюджетные средства».

Также читайте: Названа новая причина смертельного ДТП в Югре

Также известно, что водитель грузовика — участник ДТП — имел необходимое разрешение на перевозку крупногабаритной техники. Следователи полагают, что аварию спровоцировало обоюдное грубое нарушение правил дорожного движения водителями двух транспортных средств — автобуса и первого грузовика.

На данный момент по трем уголовным делам заключены под стражу три человека. Среди них водитель автобуса, перевозившего детей, Марат Зайнуллин, водитель тягача Volvo Раиль Саитханов, перевозивший негабаритный груз, а также Александр Сидорук — представитель индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки.

Ранее по теме: В связи с трагическим ДТП в Югре арестованы три человека

Директор спортшколы «Сибиряк» Ирина Тарасова 8 декабря помещена под домашний арест — ей предъявили обвинение в халатности.

Также по теме: ДТП в Югре: директор спортшколы «Сибиряк» отправлена под домашний арест

Брат директора спортшколы Юрий Тарасов опровергает выводы правительственной комиссии, что якобы его сестра нарочно выдавала автобус для перевозки детей за рейсовый. И отмечает, что поездки на соревнования на рейсовых автобусах — это обычная практика для всех спортивных школ Югры.

Ранее читайте: Расследование ДТП в Югре: искали крайних для отчета Бастрыкину?

Выводы не сделаны?

А тем временем, чиновники, похоже, не сделали выводов из катастрофы, унесшей жизни 11 детей. Как сообщает югорская телекомпания «Мегаполис», 8 декабря, уже после всколыхнувшей всю страну трагедии, воспитанники Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва Нижневартовска отправилась в Ханты-Мансийск на обычном рейсовом автобусе, который следовал из Радужного. Начальник управления по физической культуре и спорту Нижневартовска Олег Третьяк отказался от комментариев.

Также по теме: «Автобус зацепило торчащее из грузовика железо» — расследование ДТП в Югре

Губернатор ХМАО 7 декабря проинспектировала состояние школы «Сибиряк» в Нефтеюганске и приказала ее закрыть. Выяснилось, что здание спортшколы который год находится в аварийном состоянии.

«О том, что в школе аварийная крыша, знало еще предыдущее руководство, но молчали об этом, — прокомментировал Znak.com распоряжение губернатора Югры брат задержанной директора спортшколы Юрий Тарасов. — Мы ждали решения властей: закрывать школу на ремонт или нет. Там сказали: сейчас нет денег, давайте повременим. И вот сегодня этой крышей занялась губернатор. И я вижу, что мою сестру просто хотят сделать крайней за все, в том числе и за те решения, которые принимает власть, администрация».

Ранее по теме: Гибель детей в Югре: спортшколу «Сибиряк» закрывают

Ирина Тарасова возглавила спортшколу «Сибиряк» в январе этого года и сразу стала сигнализировать во множественные инстанции о недостаточном финансировании. Но просьбы Тарасовой не были услышаны ни горадминистрацией, ни профильным окружным департаментом, утверждает ее брат.

Отметим, по поручению правительства РФ в регионах начаты проверки исполнения постановления правительства РФ N1177 — правил перевозки детей. Летом этого года вступили изменения, внесенные в данное постановление, согласно которым при перевозке детей сопровождение патрульными автомобилями Госавтоинспекции осуществляется, если в колонне находится не менее трех автобусов.

Кроме того, следователи проверяют оператора спортивных центров «ЮграМегаСпорт», департамент физической культуры и спорта Нефтеюганска. Губернатор Югры поручила провести проверку в отношении директора департамента физической культуры и спорта ХМАО Игоря Губкина.

Проверят все дороги

Члены комиссии при правительстве Югры решили проанализировать всю федеральную трассу в пределах Ханты-Мансийского автономного округа и отметить участки дороги, которые необходимо расширить, чтобы была возможность избежать аварийных ситуаций в сложных климатических условиях. Для этого придется внести изменения в соответствующие региональные нормативно-правовые акты.

Департамент физической культуры и спорта установил требование — помимо предварительной заявки на участие в соревнованиях, представители участников должны будут предоставить документы, подтверждающие их обращение в ГИБДД о передвижении организованных групп. Также в положение о проведении спортивных мероприятий добавлен один день для возможности отъезда команд в светлое время суток.

Губернатор Югры Наталья Комарова распорядилась установить на выезде из муниципалитетов онлайн-табло, где будет отображаться состояние дороги, погодные условия и ограничения по движению того или иного транспортного средства.

Также читайте: Эхо жуткого ДТП: в Югре создают предприятие для перевозки бюджетников

В свою очередь, председатель правительства России Дмитрий Медведев поручал Минтрансу разработать в первом квартале 2017 года «концепцию организации перевозок» с созданием спецпредприятий, оказывающих услуги по транспортировке детей.

В Общественной палате РФ 8 декабря обсудили причины ДТП под Ханты-Мансийском и обсудили комплекс проблем, требующих незамедлительного решения. Было предложено лицензировать все пассажирские перевозки, в том числе заказные. Половина всех автобусов в России принадлежат физлицам, а значит, их эксплуатация практически не контролируется, отметил замглавы ГИБДД России Владимир Швецов. Замначальника управления Ространснадзора Валерий Николаев предложил перевозку детей выделить в отдельную категорию и сделать ее госуслугой, которую предоставляют компетентные предприятия.